Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
|
А.А. Кошкумбаевой
Ю.К. Быстровой
|
старшего специалиста первого разрядаотдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заявителя - ООО "Новые Технологии" - М.И. Драгулова (представитель по доверенности), заказчика - ГБУЗ КО "Городская детская поликлиника N 5" - Ф.Н. Фроловой (главный врач), О.А. Ефимова (представитель по доверенности), Н.В. Алексеевой (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Новые Технологии" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ КО "Городская детская поликлиника N 5" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставкуреагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ КО "Городская детская поликлиникаN5" (извещение N 0335300035518000019) (далее - Аукцион)и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.05.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель полагает, что Заказчик проигнорировал данные требования, указав, что реагенты поставляются для анализаторов RandomAccessА-15, MicroCC-20 plus, SuperGLCompact, MindreyBC5300, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников.
Ограничение выражено тем, что производители данных реагентов и их представители в регионе, не могут принимать участие, давая низкие цены без посредников. В результате Заказчик, объединяя в один лот реагенты от разных анализаторов, нацелен только на участника, являющегося перекупщиком, что ведет к ограничению конкуренции между участниками закупки и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
По мнению Заявителя, подобное формирование лотов способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям контрактной системы, в том числе не способствует снижению цены контракта на торгах.
Заказчик, устанавливая технические характеристики на поставляемый товар, согласно положениям Закона о контрактной системе обязан обосновать использование установленных показателей. Исходя из аукционной документации, Заказчик данное требование не выполнил, чем нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель указывает, что исходя из требований, установленных Заказчиком в аукционной документации в части Технического задания на поставку реагентов, невозможно однозначно определить объем товара, необходимого Заказчику к поставке в конкретной размерной единице, ввиду чего участник закупки на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе лишен возможности однозначно определить количество товара, необходимое в дальнейшем к поставке.Кроме того, Заказчик, указывая тару для содержимого (речь идет о реагентах) умышлено ограничивает конкуренцию.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системеЗаказчику был направлен запрос на разъяснение аукционной документации с просьбойобосноватьобъединение в один лот поставляемых реагентов для конкретных анализаторов с указанными марками производителей, приводящее к ограничению конкурентной среды.
Заказчик в разъяснении аукционной документации указал, что действует в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, обязывающим заказчика описывать объект закупки объективно, используя при этом показатели товара, отражающие требования заказчика к товару, заказчик в техническом задании в полном соответствии с нормами Закона о контрактной системе определил совокупность характеристик, которым должен соответствовать предлагаемый участником закупки товар, предусмотрев возможность для участников закупки предложить товары различных моделей различных производителей.Заказчиком при формировании плана закупок были проведены запросы коммерческих предложений по всем правилам и в соответствии с законодательством, у различных участников рынка. При формировании лотов Заказчиком учитывалось то обстоятельство, что закупаемые товары широко представлены на рынке.
Заявитель указывает, что Заказчик, давая разъяснение положения аукционной документации, ссылался на положения Закона о контрактной системе. Однако, данный нормативно-правовой акт в 2018 году понес ряд серьёзных изменений ина сегодняшний день Закон о контрактной системе действует в редакции от 23.04.2018. Из статьи 33 Закона о контрактной системе исключено понятие "описание объекта закупки должно иметь объективный характер". Исходя из ответа на разъяснение, Заказчику о данных изменениях не известно.
Заявитель просит провести внеплановую проверку действий Заказчика, признать ее обоснованной и обязать Заказчика внести изменения в документацию об Аукционе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Обращает внимание на то, что круг потенциальных участников закупок не ограничивается производителями конкретных медицинских изделий. При этом любой из участников закупки может обеспечить поставку медицинского изделия, соответствующего требованиям к товару. Участником электронного аукциона может выступать любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Понятие одноименности товаров в Законе о контрактной системе отсутствует, как и определение "технологически и функционально несвязанных (или связанных) между собой" товаров.
Заказчиком в один лот объединены реагенты для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗКО "Городская детская поликлиника N 5" технологически и функционально связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнения которых является предметом торгов.
При формировании объекта закупки заказчик ориентировался исключительно на свои потребности, как учреждения, оказывающего качественную медицинскую помощь, без учета интересов конкретных хозяйствующих субъектов.
Участие и победа в торгах различных компаний, не зависит от Заказчика, а определяется готовностью хозяйствующих субъектов поставить продукции по ценам не выше, указанных в извещении о закупке, с учетом здоровой конкурентной борьбы.
Торговое наименование, производитель и поставщик продукции не имеют для заказчика какое-либо значение.
Разъяснения положений документации Аукциона содержат позицию Заказчика по данному вопросу и опубликованы в сроки, установленные Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее
04.05.2018 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 159 226,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Раздел 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объектов закупки:
N п/п |
Наименование объекта закупки необходимого для поставки |
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, требования к показателям |
Единица измерения объекта закупки |
Количество (объем) объекта закупки необходимого для поставки |
1. |
Концентрированная системная жидкость |
Концентрированная системная жидкость для биохимического анализатора RandomAccess А-15, используемого заказчиком. Бутылка не менее 1000 мл. |
шт |
1 |
2. |
Набор контрольной крови |
Набор контрольной крови, не менее 16 параметров для гематологического анализатора MicroCC-20 plus, используемого заказчиком. Состав: 3 флакона. Уровень высокий: 1 флакон не менее 4,5 мл. Уровень низкий:1 флакон не менее 4,5 мл. Уровень нормальный: 1 флакон не менее 4,5 мл. |
набор |
3 |
3. |
Набор для обнаружения в фекалиях гельминтов и их яиц методом толстого мазка |
Набор для обнаружения в фекалиях гельминтов и их яиц методом толстого мазка. Реактив Като - 1 флакон не менее 50 мл. Целлофановые покровные пластинки не менее 500 шт. |
набор |
4 |
4. |
Калибровочный раствор |
Калибровочный раствор для анализатора Super GL Compact, используемого заказчиком. Объем не менее 100 мл. |
шт |
6 |
5. |
Контрольный образец глюкозы и лактата "норма" |
Контрольный образец глюкозы и лактата "норма" для анализатора Super GL Compact, используемого заказчиком. |
упак |
3 |
6. |
Контроль гематологический |
Гематологический контроль. Набор 4 флакона по 3 мл каждый: 2 флакона - нормальный уровень, 1 флакон - паталогически низкий уровень, 1 флакон - паталогически высокий уровень. Стабильность гематологического контроля в закрытой пробирке не более 75 суток, в открытой пробирке не более 15 суток при соблюдении температурных условий хранения. Для гематологического анализатора Mindrey ВС5300, используемого заказчиком. |
шт |
3 |
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика даны пояснения о том, что список наименований товаров, необходимых к поставке, сформирован исключительно исходя из объективных потребностей лечебного учреждения, оказывающего качественную медицинскую помощь, без учета интересов конкретных хозяйствующих субъектов. Заказчику необходимо закупить расходные материалы для оборудования, имеющегося в наличии в учреждении. При эксплуатации отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого производителя возможны нарушение качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, что подтверждается письмами производителей медицинского оборудования, используемого в лечебном учреждении (Dr.MllerGer
tebauGmbH (Германия), BiosystemsS.A. (Испания), HighTechnology (США), ООО "МИНДРЕЙ МЕДИКАЛ РУС").
Заказчик обратил внимание на то, что круг потенциальных участников закупок не ограничивается производителем конкретных медицинских изделий, при этом любой из участников закупки может обеспечить поставку медицинского изделия, соответствующего требованиям к товару. Участником электронного аукциона может выступать любое юридическое, физическое лицо, в том числе, не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об Аукционе.
Для формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком использовались коммерческие предложения следующих хозяйствующих субъектов: ООО "Эвентус Консалтинг" (исх. N 7 от 09.02.2018), ООО "Диагностика" исх. N 22 от 09.02.2018), ООО "Балтийские лабораторные системы" (исх. N 11 от 09.02.2018).
Варианты необходимой фасовки и количества товара связаны с непосредственным рабочим процессом в лабораториях Заказчика, не допускающим различные манипуляции с реагентами, поскольку такие манипуляция не только отнимают время у медицинского персонала, но и в конечном итоге влияет на конечный результат работы, то есть на результаты анализов, что в свою очередь может повлечь вред здоровью пациентов. Варианты необходимой фасовки и количества товара рассчитаны из количества проводимых исследований и связаны с нехваткой площадей для хранения товара.
Техническое задание содержит информацию относительно поставки минимальной фасовки товара, верхний предел фасовки товара документацией не предусмотрен. Так, например, концентрированная системная жидкость должна быть в объеме не менее 1000 мл. При этом, Техническое задание допускает возможность поставки больше объема (фасовки) системная жидкость, сохранив количество штук (наборов) (1 шт.).
Заявителем не представлено каких-либо объективных доказательств невозможности поставки в рамках одной закупки реагентов различных производителей в дозировках, указанных в Техническом задании.
Заслушав пояснения сторон, проанализировав документацию Аукциона, учитывая, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующихтребований в документации о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что технические требования к товару определены Заказчиком исходя из своих потребностей, и товары с рассматриваемыми характеристиками могут быть поставлены различными субъектами предпринимательской деятельности. Само по себе установление определенных технических характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Более того, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с заданными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников аукциона.
При изложенных обстоятельствах, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Новые Технологии" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 мая 2018 г. N КС-154/2018 (ключевые темы: участники закупок - техническое задание - товарный знак - аукционная документация - машины и оборудование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018