Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
|
М.В. Мельникова
Ю.К. Быстровой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заказчика -ФГБУ "ФЦВМТ" Минздрава России г. Калининград - А.М. Тростянецкого (представитель по доверенности), А.А. Насыко (представитель по доверенности); в отсутствие представителей ООО "Тумед" (далее - Заявитель), уведомленных о рассмотрении жалобы надлежащим образом (ходатайство о рассмотрении без участия представителя);
рассмотрев жалобу ООО "Тумед" (далее - Заявитель) (вх. N 2458 от 17.04.2018) на действия заказчика - ФГБУ "ФЦВМТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на поставку расходных материалов для рентгенхирургических методов лечениядля нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград)(извещение N 0335100015618000141) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 17.04.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В соответствии с частью 1 статьи 33 44-ФЗ, Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В соответствии с Техническим заданием Заказчиком установлены требования:
- профиль кончика стента- 0.018;
- средний профиль стента - 0.042" (1.07 мм);
- проксимальный диаметр системы доставки не менее 1,95F;
- система доставки: "монорельсовый" баллонный катетер длиной не менее 140 см. Общая длина катетера не менее 144 см.
- конструкция стента должна быть 8-и зубцовая "корона" для стентов диаметром 2,25 мм; 2.5 мм, 2.75 см; 3,0 мм; 3.5 мм, 10-ти зубцовая корона для стентов диаметром 4 мм; 4,5 мм. Должна быть 5-ти лепестковая технология укладки баллона.
По совокупности технических и функциональных параметров указанным выше характеристикам соответствует только стент Американского производителя Бостон Сайнтифик(Rebel), что является нарушением положений Закона о контрактной системе и ограничивает добросовестную конкуренцию.
Кроме того, RebelTMявляется зарегистрированным товарным знаком. Следовательно, техническое задание должно в обязательном порядке сопровождаться словами "или эквивалент".
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено следующее требование: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В связи с тем, что техническое задание соответствует лишь конкретномустентуBostonScientific(Бостон, США), использование Заказчиком технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, также отсутствует.
Более того, в соответствии с информационной картой (подпункт "а") установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпунктом "d" установлены ограничения и условия допуска для стентов для коронарных артерий и катетеров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Но ввиду того, что Техническое задание составлено Заказчиком таким образом, что российские производители, имеющие товар с техническими характеристиками, отличными от продукции BostonScientific(Бостон, США), не смогут быть признаны победителями по итогам Аукциона, значит, установленные Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" условия, запреты и ограничения допуска товаров, а также ограничения и условия допуска стентов вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469, по мнению Заявителя, носят фиктивный характер и использованию в рассматриваемой закупке не подлежат.
Заявитель просит провести проверку действий Заказчика при осуществлении закупки и обязать Заказчика устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с положениями статьи 13 Закона о контрактной системе целью осуществления закупки является удовлетворение потребностей заказчика. Заказчик самостоятельно определяет свою потребность.
В силу требований статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям, требованиям порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю медицинской деятельности Заказчика.
Заказчиком максимально точно и подробно описан необходимый товар - стент для коронарных артерий металлический непокрытый, без указания товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара.
При составлении описания объекта закупки Заказчиком использовались Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) - п.п.5, 6 Правил, информация указана в разделе 11 "Техническое задание" документации об аукционе;стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены условия допуска товаров в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 N 1469 "Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе снерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимсяполимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), цроисходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик полагает, что ни одно из указанных постановлений не ограничивает Заказчика в формировании объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
09.04.2018 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 077 600,00 рублей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Раздел 11 "Техническое задание" документации Аукциона (далее - Техническое задание) содержит наименование и описание объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара).
Для формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком использовались коммерческие предложения на поставку товара следующих хозяйствующих субъектов: ООО "ПРОФКОМФОРТ", ООО "Валар", ООО КардиоПроект".
Также, установлено, что для участия в Аукционе поступило 4 заявки, 3 из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2018 N 0335100015618000141-01).
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика даны пояснения о том, что при лечении заболеваний сердца и сосудов в современной медицине врачи используют методы лечения и инструменты, которые показали наилучшие результаты в рандомизированных, контролируемых исследованиях. Современная доказательная медицина основана на "рандомизированных- контролируемых- слепых" исследованиях, когда выбирается и прописывается в руководствах- "гайдлайнах" наилучший-эффективный метод лечения.
В настоящее время в Российской Федерации на регулярной основе не проводятся вышеуказанного типа исследования, и Заказчиком используются данные Европейского общества кардиологов.
При формировании характеристик объекта закупки Заказчик руководствовался потребностью в приобретении стентов, имеющих большую гибкость (для снижения рисков повреждения сосуда при установке) и более высокую радиальную устойчивость.
Таким образом, у Заказчика существует обоснованная потребность в товаре с установленными характеристиками.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия отмечает, что осуществление закупки производится среди поставщиков товара, так как предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об Аукционе и требованиям Заказчика. Отсутствие у заявителя возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Более того, на участие в аукционе поступили заявки от четырех участников, готовых поставить требуемый товар, при этом три заявки были признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, Заявителем не представлено. При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией не установлен.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тумед" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 мая 2018 г. N КС-121/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018