Резолютивная часть оглашена
21.05.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ЗАО "Иммуноскрин" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для проведения неонатального скрининга для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им.В.Д.Середавина (извещение N 0142200001318004996, начальная (максимальная) цена контракта - 5 092 908 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Иммуноскрин" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для проведения неонатального скрининга для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им.В.Д.Середавина (извещение N 0142200001318004996 (далее - закупка).
Согласно доводам ЗАО "Иммуноскрин", Заказчиком необосновано включено в Техническое задание требование к медицинскому изделию "наличие бланков в составе набора". Таким образом, один из товаров, включенных в закупку(извещение N 0142200001318004996) с данной характеристикой, производится единственным производителем, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель так же указывает, что объединение в один лот товаров, часть из которых является товарами исключительно иностранного происхождения, с товарами, которые могут быть как российского так и иностранного происхождения, также исключает возможность применения преференции в отношении таких товаров, что также не соответствует требованиям статьи 14 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, возражения Заказчика, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В соответствии с Техническим заданием Заказчику требуются: "Набор для проведения неонатального скрининга на муковисцидоз (960 определений)", "Набор для определения 17-гидрокси-прогестерона в сухих пятнах крови новорожденных диаметром 3.2 мм для неонатального скрининга на адреногенитальный синдром (960 определений)", "Набор для определения тиреотропного гормона в сухих пятнах крови новорожденных для проведения неонатального скрининга на врожденный гипотиреоз диаметром 3.2 мм".
Все закупаемые наборы зарегистрированы в Российской Федерации и производятся двумя производителями - Валлак Ой (Финляндия) и ЗАО "ИММУНОСКРИН" (Россия).
В рассматриваемом случае Заказчиком в один лот включены технологически и функционально не связанные между собой товары, при этом один из товаров (с установленными заказчиком требованиями) производится единственным производителем - Валлак Ой (Финляндия), что недопустимо, поскольку может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Так, победителем закупки может стать лишь то лицо, которое обладает возможностью поставить требуемый товар единственного производителя, несмотря на наличие у остальных участников возможности поставить иные требуемые товары. Следовательно, под предлогом возможности поставки товара единственного производителя, такой участник будет осуществлять поставку сразу всех товаров по лоту, несмотря на наличие иных потенциальных участников, способных осуществить частичную поставку этих товаров и готовых предложить более низкую цену контракта. Подобное объединение в один лот уникального и единственного товара с товаром, выпускаемым несколькими производителями, приводит к ограничению конкуренции.
Формирование лота путем включения в него товаров, один из которых выпускается единственным производителем, создает преимущественные условия участия в торгах такому производителю и хозяйствующим субъектам, которые реализуют продукцию указанного производителя, и ограничивает доступ к участию в аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объединение в один лот товаров, часть из которых является товарами исключительно иностранного происхождения, с товарами, которые могут быть как российского так и иностранного происхождения, также исключает возможность применения преференции в отношении таких товаров в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 55992.2-2014 установлено: Общие требования к поставке наборов реагентов: Конкретные виды закупаемых наборов реагентов зависят от возможности их адаптации к соответствующим приборам и оборудованию для иммунофлюоресцентного или флюоресцентного анализа. Каждый вид наборов закупается отдельным лотом.
Следовательно, Заказчику при указанных обстоятельствах следует проводить закупку данных наборов разными лотами.
Комиссией Самарского УФАС России принято решение о признании жалобы ЗАО "Иммуноскрин" обоснованной, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При данных конкретных обстоятельствах, учитывая, что согласно Протоколу проведения электронного аукциона от 21.05.2018 N0142200001318004996-2 снижение составило 42% от начальной (максимальной) цены контракта, отсутствие иных жалоб участников закупки, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Иммуноскрин" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 мая 2018 г. N 577-13458-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018