Резолютивная часть оглашена
19.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ПАО "МТС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи для ГКП Самарской области "АСАДО" (извещение N 0842200002118000067, начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 589,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ПАО "МТС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи для ГКП Самарской области "АСАДО" (извещение N 0842200002118000067) (далее - закупка).
Согласно доводам Заявителя:
1,2. Требование Заказчика о предоставлении услуг конфиденциальной связи, услуг видеоконференцсвязи является нарушением Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком не дан ответ в виде заполненного Опросного листа Заявителя.
4. Заказчиком установлены избыточные требования к предоставлению услуг без оплаты со стороны Заказчика.
5. В один лот включены услуги, не связанные технологически и функционально между собой.
Кроме того, ПАО "МТС" указывает, что Заказчик не предоставлял ответы на запросы разъяснений, направленные в адрес Заказчика.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования к оказываемым услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
В рассматриваемом случае идет речь о необходимости технической защиты от третьих лиц конфиденциальной информации, передаваемой между сотрудниками Заказчика посредством использования подвижной связи и непосредственно связанной с деятельностью Заказчика, направленной на обеспечение и выполнение государственных функций.
Выделение услуг конфиденциальной связи в отдельный лот невозможно, так как оказание услуг по защите информации другим Оператором связи, нежели тем, который представляет услуги подвижной связи, противоречат принципам и основам технической защиты конфиденциальности. Вследствие чего, эти услуги являются неразрывно связанными между собой.
Услуга по предоставлению видеоконференцсвязи оказывается на базе телематических услуг связи
Заказчику требуется услуга, описанная в Техническом задании. Данная услуга предоставляется более чем двумя Операторами на рынке связи и в рамках данной закупки оказывается на базе подвижной связи. В связи с тем, что данная услуга является общедоступной на рынке связи, оказывается многими Операторами, не представляется возможным определить, каким образом данное требование ограничивает возможность участия в закупке потенциальных участников, если такие участники анонсируют оказание подобных услуг на своих сайтах с перечнем услуг.
В соответствии с Переченем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", обеспечение предоставления абоненту доступа к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации входит в перечень обязательных условий предоставления услуги.
Довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представленная ПАО "МТС" заявка содержала конкретные показатели, заполнив которые в рамках запроса разъяснений, Заказчик бы изменил требования к услуге и требования к услуге соответствовали бы только услуге, оказываемой ПАО "МТС", что являлось бы ограничением для участия в закупке любых других Операторов.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрено заполнение опросных листов при даче разъяснений положений аукционной документации. На основании изложенного, данный довод Заявителя признается необоснованным.
ПАО "МТС" указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования о предоставлении услуг без оплаты со стороны Заказчика.
Разделом 2 Технического задания установлены требования к услугам и приведена соответствующая таблица:
N п/п |
Наименование |
Ед. изм |
Кол-во |
Цена (руб.) |
1 |
Входящие вызовы |
мин. |
1 |
0,00 |
2 |
Исходящие вызовы на мобильные номера оформленные на один контракт |
мин. |
1 |
0,61 |
3 |
Исходящие вызовы на мобильные номера своего сотового оператора "Домашнего региона" |
мин. |
1 |
0,78 |
4 |
Исходящие вызовы на мобильные номера других сотовых операторов "Домашнего региона" |
мин. |
1 |
0,86 |
5 |
Исходящие вызовы на стационарные телефоны Самарской области |
мин. |
1 |
0,86 |
6 |
Исходящие вызовы на мобильные телефоны своего оператора в другие регионы России |
мин. |
1 |
1,93 |
7 |
Исходящие вызовы на телефоны других операторов сотовой и фиксированной связи в другие регионы России |
мин. |
1 |
11,13 |
8 |
Исходящие вызовы на стационарные телефоны любого региона России |
мин. |
1 |
11,13 |
9 |
Исходящие звонки при нахождении абонента в Роуминге |
мин. |
1 |
7,66 |
10 |
Исходящие звонки при нахождении абонента в роуминге на остальной части РФ |
мин. |
1 |
7,66 |
11 |
Исходящее SMS сообщения на мобильные номера Самары и Самарской области |
шт |
1 |
0,86 |
12 |
Исходящее SMS сообщения на номера операторов России |
шт |
1 |
2,33 |
13 |
Мобильный интернет 1Мб |
мб |
1 |
9,60 |
13 |
Тарифна опция (от 300 минут внутри домашнего региона для всех операторовм мобильной связи, от 10 Гб. Внутри домашенего региона) |
мб |
1 |
340,00 |
ИТОГО |
|
|
410,41 |
Относительно довода ПАО "МТС" о наличии в требованиях Заказчика предоставления "не тарифицируемого интернета" не противоречит действующему законодательству, поскольку данное требование установлено ко всем участникам закупки. Преимуществ конкретному участнику закупки Заказчиком не создано.
Согласно доводу Заявителя в один лот включены услуги, не связанные технологически и функционально между собой.
Установлено, что техническом задании содержится требование, в том числе о предоставлении оборудования: "роутера, USB-модема".
Вместе с тем, указанное оборудование напрямую связано с услугами связи, и технологически и функционально связано с объектом закупки и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Доказательства обратного Заявителем не представлено.
Более того, оказание услуг подвижной связи в рамках настоящего контракта невозможно без предоставления модемов. Заказчик не требует предоставление модемов в собственность, а просит предоставить их временно для оказания услуги и то в том случае, если модемы Заказчика выйдут и строя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ответы на поступившие в адрес Заказчика запросы разъяснений были даны. На основании изложенного, в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "МТС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 апреля 2018 г. N 397-12869-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018