Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (изв. N 0156200001018000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200001018000004 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о закупах под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о закупках).
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 27 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 50 Закона о закупках).
Так, конкурсная документация (в редакции от 23.04.2018 г.) содержит следующие критерии оценки заявок:
- цена контракта;
- квалификация участника конкурса.
Показателями второго критерия являются:
1) Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является общее количество обученных участником закупки муниципальных служащих Пермского края по сопоставимой предмету закупки тематике, а именно по теме "Контрактная система в сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или аналогичной указанной теме, связанной с контрактной системой на курсах повышения квалификации, продолжительностью не менее 72 академических часов, равное 20 слушателям за период 2015 - 2017 годы.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное общее количество обученных участником закупки слушателей.
2) Квалификация трудовых ресурсов:
- Количество преподавателей, имеющих в наличии ученые степени (кандидата и (или) доктора наук), составляющее при этом не менее 60% от общего количества заявленных преподавателей для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса.
- Предмет оценки: количество заявленных участником конкурса для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса преподавателей, имеющих в наличии ученые степени (кандидата и (или) доктора наук), составляющее при этом не менее 60% от общего количества заявленных преподавателей для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса.
- Баллы присваиваются только за документально подтвержденную квалификацию преподавательского состава, заявленного для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса.
Такими документами являются:
- копии документов, подтверждающих присвоение ученой степени кандидата и (или) доктора наук.
3) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами:
- Количество преподавателей, состоящих в штате организации-участника закупки и имеющих в наличии ученые степени (кандидата и (или) доктора наук).
- Предмет оценки: количество заявленных участником конкурса для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса преподавателей, состоящих в штате организации-участника закупки и имеющих в наличии ученые степени (кандидата и (или) доктора наук), составляющее не менее 60% от общего количества заявленных преподавателей для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса.
- Баллы присваиваются только за документально подтвержденное количество преподавателей, состоящих в штате организации-участника закупки (по основному месту работы или совместительству) на дату составления заявки, имеющих в наличии ученые степени (кандидата и (или) доктора наук).
- Такими документами являются в совокупности:
- копии документов, подтверждающих присвоение ученой степени кандидата и (или) доктора наук;
- копии трудовых книжек или копии приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров, подтверждающие трудовые отношения преподавателей с участником закупки, с отметкой работодателя (или уполномоченного лица, или специалиста отдела кадров) о работе преподавателей в организации-участника закупки на дату составления заявки.
Заявитель полагает, что установленное Заказчиком положение в отношении показателя второго критерия "Опыт участника" в части того, что предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является общее количество обученных участником закупки именно муниципальных служащих Пермского края, ограничивает количество участников закупки, ввиду того, что непредставление требуемых документов по такому показателю повлечет присвоение 0 баллов участнику закупки. Кроме того, коэффициент значимости данного показателя составляет 0,2.
Представитель Заказчика не согласился с указанным доводом по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о закупках).
Согласно ст. 11 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе на принципе единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Техническим заданием установлено, что наименованием темы обучения (повышения квалификации) является "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, с учетом принципов единства контрактной системы в сфере закупок и единства образовательного пространства, объекта закупки, с учетом распространения действия Закона о закупках как на государственные, так и на муниципальные закупки, а также с учетом того, что принципиальной разницы между обучением муниципальных служащих Пермского края и государственных и муниципальных служащих других субъектов РФ нет (иного не доказано), то Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в данном конкретном случае нарушены положения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 8 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
Помимо изложенного, Заявитель также полагает, что по показателям "Квалификация трудовых ресурсов" и "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" Заказчиком установлен один предмет оценки.
Представитель Заказчика пояснил, что отличительной чертой рассматриваемых показателей является то, что в показателе "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается количество преподавателей, состоящих в штате участника закупки, в отличие от показателя "Квалификация трудовых ресурсов", где оценке подлежит только количество преподавателей.
Вместе с тем, Комиссия находит данный довод Заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Объектом закупки является оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подробное описание объекта закупки и условий контракта установлены в главе V "Техническое задание", в главе VI "Проект государственного контракта" (п. 1.2 раздела 4 конкурсной документации).
Техническим заданием предусмотрено, что целью обучения является совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Комиссия отмечает, что указанные (оспариваемые) показатели критерия направлены на выявление обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами. Вместе с тем, факт наличия преподавателей в штате участника-закупки не может влиять на качество оказываемых услуг и на последующее удовлетворение нужды Заказчика в обеспечении муниципальных служащих необходимым объемом знаний. Комиссия находит заслуживающим внимания довод Заявителя о том, что участник закупки может привлекать преподавателей с необходимым уровнем квалификации для оказания образовательных услуг на основании гражданско-правового договора.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (изв. N 0156200001018000004) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 8 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018