Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Санаторий "Красноярское Загорье" на действия заказчика - Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на территории Красноярского края (Профиль лечения - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани)" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.05.2018 поступила жалоба АО "Санаторий "Красноярское Загорье" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении конкурса, извещение N 0219100000118000123.
Существо жалобы: несоответствие документации о проведении конкурса требованиям законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Логинова О.В. (доверенность N 20 от 29.05.2018, удостоверение личности);
- представитель заказчика Казанцев Е.Б. (доверенность N 20 от 1009.01.2018, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно установлено в конкурсной документации условие о наличие у участника закупки (санаторно-курортной организации) своего источника грязи на основании лицензии на право добычи грязи.
Податель жалобы указывает на то, что оказание услуг, входящих в перечень медицинских услуг по контракту (грязевые ванны), возможно не только при наличии лицензии на ее добычу, но и путем приобретения грязи участником закупки у сторонних организаций, в виду того, что грязь при этом свои лечебные свойства не теряет.
От заказчика поступили письменные пояснения, в которых он не согласился с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку заказчик не устанавливал в конкурсной документации требований к участникам закупки о наличие собственного источника грязи, заказчиком установлен критерий оценки заявок, который влияет на качество оказываемых услуг. Поскольку данное условие не является требованием к участнику, то за отсутствие собственной добываемой грязи ни один участник закупки не отклоняется, ему просто не начасляются баллы.
На основании вышеизложенного заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса.
Комиссия отмечает, что заказчиком был выбран конкурентный способ определения подрядчика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования, а также победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (части 2 и 3 статьи 24, часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Из пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
Требования к участникам закупки сформулированы заказчиком в разделе 15 конкурсной документации, в пункте 19 Информационной карты конкурса. В пункте 20 Информационной карты конкурса содержатся требования к информации и документам, которые должны быть представлены в обязательном порядке в составе заявки на участие в открытом конкурсе.
Изучив указанные положения конкурсной документации, Комиссией не установлено предъявление к участникам закупки каких-либо требований в отношении использования грязи, добываемой участником закупки (санаторно-курортной организацией) на основании выданной лицензии на право добычи грязи, в том числе требование о предоставлении такой лицензии в составе заявки участника конкурса.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что пунктом 2.1.2 Информационной карты конкурса установлен критерий оценки "Наличие благоприятных природных и лечебных факторов, используемых для целей санаторно-курортного лечения", который включает, в том числе, критерий: "Использование грязи, добываемой санаторно-курортной организацией (участником закупки) на основании выданной лицензии на право добычи грязи".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В письменных пояснениях заказчик сообщил Комиссии о том, что заказчиком в конкурсной документации были установлены неценовые критерии оказания услуг, отображающие качественные характеристики оказания санаторно-курортной помощи инвалидам, в том числе установлен подкритерий качества оказываемых услуг - "Наличие благоприятных природных и лечебных факторов, используемых для целей санаторно-курортного лечения - Использование грязи, добываемой санаторно-курортной организацией (участником закупки) на основании выданной лицензии на право добычи грязи - 40 баллов".
В обоснование установления указанного подкритерия заказчиком приведены следующие доводы.
Указанный критерий оценки конкурсных заявок установлен в соответствии с "Перечнем необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания. Методические указания", утвержденным Министерством здравоохранения РФ от 22.12.1999 N 99/229 и Приказом "Об утверждении порядка организации санаторно-курортного лечения от 05.05.2016 N 279н".
В соответствии с указанными документами при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани показаны такие процедуры как грязевые аппликации, грязевые ванны, грязелечение внутриполостное.
Наличие собственной добываемой грязи позволяет оказывать весь спектр услуг по грязелечению, в том числе и грязевые обертывания и грязевые ванны (входящие в состав услуг по контракту), при которых используется большое количество лечебной грязи, тогда как привозная грязь позволяет делать лишь грязевые аппликации и гальваногрязелечение.
Любая лечебная грязь имеет срок годности. При наличии собственного источника временной фактор срока годности утрачивает свою значимость за счет того, что санаторно-курортная организация имеет возможность применять грязь сразу же после ее добычи, тогда как покупная теряет свои лечебные свойства со временем.
Именно поэтому санаторий, у которого имеется собственный источник добываемой грязи, оказывает более качественные услуги грязелечения.
Представитель подателя жалобы против таких доводов не возражал.
Анализ технического задания конкурсной документации, приложения N 2 к проекту контракта показал Комиссии, что в перечень оказываемых услуг включены услуги по грязелечению: воздействие лечебной грязью при болезнях костной системы, грязевые ванны.
Проанализировав положения конкурсной документации в части установленного критерия оценки "Наличие благоприятных природных и лечебных факторов, используемых для целей санаторно-курортного лечения - Использование грязи, добываемой санаторно-курортной организацией (участником закупки) на основании выданной лицензии на право добычи грязи". Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе, Правил, поскольку заказчиком установлен неценовой критерий качества услуг с учетом характера оказываемых услуг в рамках исполнения контракта.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
При установлении в конкурсной документации показателя "Использование грязи, добываемой санаторно-курортной организацией (участником закупки) на основании выданной лицензии на право добычи грязи" критерия "Качественные характеристики оказываемых услуг" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки качества оказываемых услуг с предметом осуществляемой закупки (грязелечение болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани).
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 09К-1/18-2 от 30.05.2018 по указанному критерию оценки конкурсных заявок не один из участников закупки баллов не получил, что свидетельствует об отсутствии предоставления преимущества какому-либо участнику закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу АО "Санаторий "Красноярское Загорье" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2018 г. N 677
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018