Дата оглашения решения: 29 мая 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 01 июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области (далее - Заказчик): Титовой Татьяны Николаевны (доверенность от 25.05.2018), Смирновой Наталии Михайловны (доверенность N6 от 28.05.2018)
в отсутствие представителей ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
22.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания казармы здания роты охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области под размещение участка исправительного центра (извещение N0333100000418000026).
Согласно первому доводу жалобы в документации о закупке отсутствуют даты начала и окончания срока представления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о закупке, что противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии со вторым доводом жалобы в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), ненадлежащим образом установлена ответственность исполнителя за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В третьем доводе жалобы ООО "Перспектива" указывает, что в п. 12.6 проекта контракта содержится следующее положение: контракт составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу. Заявитель в своей жалобе обращает внимание, что контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями Заказчика и победителя электронного аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам электронного аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно четвертому доводу жалобы в п. 9.2 проекта контракта установлено условие изменения срока исполнения обязательств по контракту, не предусмотренное Законом о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что в отношении второго довода жалобы в документацию о закупке были внесены соответствующие изменения. С иными доводами жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области не согласно, нарушений в документации о закупке допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
08.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0333100000418000026 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания казармы здания роты охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области под размещение участка исправительного центра.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 9 982 262,00 руб.;
2) дата начала подачи заявок - 08.05.2018;
3) дата и время окончания подачи заявок - 24.05.2018 12:30;
4) согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N20 от 25.05.2018 на участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки;
5) заявка с порядковым номером 2 была отозвана до момента окончания подачи заявок, заявки с порядковыми номерами 1, 3 были допущены до участия в электронном аукционе;
6) в соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов на участие в электронном аукционе от 28.05.2018 заявки на участие в закупке ООО "Ремонтно-строительная компания "Монолит-ЛТД" и ООО "Спецстройгарант" признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Исходя из п. 14 документации об электронном аукционе дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указаны в информационной карте документации о закупке.
Между тем, в информационной карте электронного аукциона документации о закупке указано следующее:
Пункт 14 документации об электронном аукционе |
Порядок начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Порядок предоставления разъяснений положения документации осуществляется в соответствии с требований ст. 65 Закона о контрактной системе. |
Таким образом, в рассматриваемом случае, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация о закупке не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, первый довод жалобы признан обоснованным.
Относительно второго довода жалобы было установлено следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
09.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Постановление).
Исходя из пп. "а" п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением (далее - Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Согласно п. 4 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Как было установлено, согласно извещению о проведении закупки участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, то есть электронный аукцион проводится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Также представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, в п. 6.7 проекта контракта указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 10 процентов цены контракта ________ рублей.
Таким образом, в проекте контракта неверно установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает ч. 8 ст. 34 закона о контрактной системе, второй довод жалобы является обоснованным.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 7, 8 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно п. 12.6 проекта контракта контракт составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
Однако из п. 12.6 проекта контракта не следует, что контракт по результатам проведения закупки заключается на бумажном носителе. Таким образом, из совокупности положений аукционной документации следует, что контракт по результатам проведенного электронного аукциона заключается посредством электронного документооборота, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, третий довод жалобы является необоснованным.
В отношении четвертого довода жалобы было установлено следующее.
В п. 9.1-9.2 проекта контракта установлено следующее: стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, землетрясения, урагана, тайфуна и других стихийных бедствий, военных действий, эпидемий, эпизоотий, действий органов государственной власти Российской Федерации, препятствующие надлежащему исполнению обязательств по контракту, и других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения контракта и непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по контракту увеличивается соразмерно времени действия данных обстоятельств, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение контракта в срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Также согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, срок окончания исполнения обязательств по контракту является существенным условием контракта в силу ст. 432 ГК РФ.
В связи с чем, указанные в п. п. 9.1 и 9.2 проекта контракта случаи изменения условий контракта не предусмотрены Законом о контрактной системе и не соответствуют ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, четвертый довод жалобы признан обоснованным.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В п. 12, 14 документации об электронном аукционе указано:
Ограничение участия в определении поставщика: не установлено.
Предоставляемые преимущества:
- субъектам малого предпринимательства преимущества и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются.
Кроме того, как было указано ранее, согласно извещению о закупке и пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, в ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе информация, установленная в ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, исходя из вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, Заказчик в извещении о закупке, а также в документации о проведении закупки обязан указывать, ограничение в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что в извещении о закупке ограничение для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций указано, а в документации об электронном аукционе данное требование не установлено, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе определен перечень сведений, которые должны содержаться в первой части заявки на участие в электронном аукционе в зависимости от предмета закупки, а именно:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как было указано ранее, Заказчиком проводится электронный аукцион на капитальный ремонт здания казармы здания роты охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области под размещение участка исправительного центра.
Соответственно, в документации о закупке должно содержаться требование к составу первой части заявки на участие в закупке в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Однако согласно п. 16 документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в закупке в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (состав первой части заявки на участие в закупке при заключении контракта на поставку товара, а не на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар), чем нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Также, как было указано ранее, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В извещении и документации о закупке установлено, что участники закупки должны соответствовать следующим требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)), должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ), за исключением: иностранных юридических лиц; случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации.
Совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ).
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных в п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Между тем, Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в извещении и документации о закупке отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона для подтверждения соответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает п. 6 ч. 5 ст. 63 и п 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также исходя из ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как было установлено, на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации о закупке от 21.05.2018 и 24.05.2018. При этом разъяснения положений документации об электронном аукционе от 21.05.2018 не содержали предмета запроса, что нарушает положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, к разъяснениям положений документации о закупке от 24.05.2018 был прикреплен проект контракта с измененным положением об ответственности за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе изменили суть документации о закупке.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением.
Согласно п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)_
Согласно п. 6.5 проекта контракта за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5000 рублей.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение Заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение и документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению Заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. Таким образом, Заказчику целесообразно было включить в проект контракта документации о закупке не только пп. "б" п. 9 Правил, но и пп. "а" п. 9 Правил в случае снижения начальной (максимальной) цены ниже порогового значения в 3 млн. руб. Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 21.10.2014 NАЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".
Следовательно, Заказчиком ненадлежащим образом были установлены размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, что нарушает положения ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4 и 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания казармы здания роты охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области под размещение участка исправительного центра (извещение N0333100000418000026) обоснованной в части 1, 2 и 4 доводов жалобы.
2. Установить в действиях ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ивановской области нарушение ч. 5, 8 ст. 34, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2, 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4, 5 ст. 65, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.А. Машкова
_______________________________ А.И. Прохорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 мая 2018 г. N 07-15/2018-115
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018