Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги ЗАО": Д.Г. Шухова,
в отсутствие представителей ООО "Главтехстрой", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.04.2018 NТФ/19077/18,
рассмотрев жалобы ООО "Главтехстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Вороновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству объекта озеленения "Парковая зона вдоль линии метро Пионерская" (Закупки NN0373200014218000240, 0373200014218000242) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.04.2018 NТФ/19077/18.
В результате рассмотрения жалоб, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционных документаций, противоречащих Закону о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своих жалобах Заявитель указывает, что Заказчиком в технической части аукционных документаций установлены неправомерные требования к характеристикам товаров, в частности:
- по п. "Смеси бетонные, тип 3": "Предел прочности при изгибе в возрасте 3 суток/28 суток", "Предел прочности при сжатии в возрасте 3 суток/28 суток", по мнению Заявителя, с учетом отсутствия правил чтения символа "/", вводит в заблуждение и не позволяет однозначным образом определить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить установление в аукционных документациях требований подобным образом, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что избранный Заказчиком способ описания характеристики товара с использованием символа "/" не позволяет однозначно определить количество требуемых Заказчику значений данного параметра, а именно: необходимость указания значений предела прочности при изгибе (при сжатии) в возрасте 3 суток и 28 суток, или предоставление одного значения на выбор (в возрасте 3 суток или 28 суток).
- по п. 6 "Гвозди строительные" установлено требование к характеристикам "Размер" и "Ширина", поскольку в аукционной документации не установлено требование о соответствии каким-либо государственным стандартам и иным нормативным документам по данному товару, то участнику закупки не представляется возможным определить размер и ширину гвоздей необходимых Заказчику, так как для данных показателей может быть указана в том числе "длина гвоздя", "диаметр стержня".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить на основании каких положений государственных стандартов и нормативных документов установлены требования к товару по п. "Гвозди строительные".
- по п. "Песок для строительных работ" установлено: "Номинальное питающее напряжение Не менее 160, но не более 400 В", "Частота сети
> 35 Гц", при этом требуемые характеристики с такими единицами измерения отсутствуют в государственных стандартах и иных нормативных документах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился в данным доводом жалоб и пояснил, что при установлении требований к данному товару допущена техническая ошибка.
Также Заявитель указывает, что в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены требования о соответствии ГОСТ к товарам, которые отсутствуют в технических частях аукционных документаций, в том числе к таким товарам как "Краска", "Грунтовка глифталевая", "Уайт-спирит", "Мастика герметизирующая нетвердеющая", что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем представитель Заказчика затруднился пояснить в каких частях аукционных документаций установлены требования к вышеуказанным товарам.
В своей жалобе Заявитель также указывает на неправомерное установление требований к товару п. "Доски хвойных пород обрезные", в том числе к таким параметрам, как "Количество сучков сросшихся здоровых пластевых и ребровых на любом однометровом участке длины каждой из сторон", "Допустимая длина пороков строения древесины (рак)", "Допустимые размеры пороков строения древесины (прорость)", "Допустимый размер обзола (тупого) на пластях и кромках без ограничения по длине", "Количество сучков частично сросшихся и несросшихся пластевых и ребровых в общем числе сросшихся здоровых сучков на любом однометровом участке длины каждой из сторон", "Количество сучков частично сросшихся и несросшихся кромочных в общем числе сросшихся здоровых сучков на любом однометровом участке длины каждой из сторон", "Размер сучков частично сросшихся и несросшихся кромочных в общем числе сросшихся здоровых сучков на любом однометровом участке длины каждой из сторон", поскольку значения данных показателей зависят от сорта пиломатериала.
Так например, с учетом положений таблицы п.2.7 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, количество сучков частично сросшихся и несросшихся кромочных в общем числе сросшихся здоровых сучков на любом однометровом участке длины каждой из сторон для 1-го сорта допускается 1.
Вместе с тем представитель Заказчика затруднился пояснить установление требований к данному товару подобным образом, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к таким параметрам вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалоб о неправомерном установлении в аукционных документациях требований к показателям товаров, применяемым при выполнении работ, значения которых определяются в ходе проведения испытаний над определенной партией товара, в частности, по пп. "Смеси бетонные, тип 1", "Смеси бетонные, тип 2", "Смеси бетонные, тип 3", "Песок для строительных работ", "Электроды", "Гвозди строительные", "Бруски обрезные хвойных пород".
По мнению Заявителя, установление вышеуказанных требований может повлечь за собой ограничение количества участников, поскольку установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, что ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющим товара, которые используются при его изготовлении.
Так например, по п. "Песок для строительных работ" установлены в том числе следующие требования: "Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов", "Содержание в песке глины в комках", "Истинная плотность зерен".
При этом, согласно п.5.4 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", требование о соответствие которому установлено аукционной документацией, при периодических испытаниях песков определяют один раз в год и при каждом изменении свойств разрабатываемой породы истинную плотность зерен, содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, удельную эффективную активность естественных радионуклидов. Периодический контроль удельной эффективной активности естественных радионуклидов проводят в специализированных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке на право проведения гамма-спектрометрических испытаний или в радиационно-метрических лабораториях органов надзора.
В силу с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара. Также представитель Заказчика согласился с неправомерностью установления требований к вышеуказанным товарам.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении избыточных и неправомерных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Главтехстрой" на действия Администрации поселения Вороновское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику в рамках проведения аукциона N0373200014218000242 не выдавать, поскольку предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "СМУ" по делу N2-57-5024/77-18 от 23.04.2018.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок в рамках проведения аукциона N0373200014218000240.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова (495) 784-75-05 (179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2018 г. N 2-57-5049/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018