Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - начальника правового отдела Я.И. Сидоровой,
Членов Комиссии:
главного специалиста-экперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Е.О. Шувалова,
ООО "Инвестпроект": В.Б. Балашовой,
рассмотрев жалобу ООО "Инвестпроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в ГБУ ЦПСиД САО по адресу: г.Москва, Карельский бульвар, д.21, корп.1 (Закупка N0373200041518000215) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.03.2018 NТФ/15121/18.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
1. Согласно доводам жалобы, в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, в частности, по пп. "Смеси сухие цементно-песчаные", "Грунтовка акриловая", "Сухая смесь клеевая", "Смеси сухие для затирки швов между плитками", "Грунтовка водно-дисперсионная глубокого проникновения", "Клей универсальный дисперсионный", "Смеси сухие для стяжки пола", "Напольное покрытие", "Материал рулонный", "Винты самонарезающие", "Сталь угловая равнополочная", "Смеси сухие цементно-известково-песчаные", "Шпатлевка водно-дисперсионная", "Краска водно-дисперсионная", "Краска декоративная", "Лак", "Герметик акриловый", "Шурупы с потайной головкой", "Смеси сухие шпатлевочные", "Трубы бесшовные, холоднодеформированные", "Потолки реечные подвесные", "Сантехнические люки", "Гвозди строительные", "Растворы цементные", "Подводки гибкие армированные антивибрационные", "Сиденья к унитазам", "Умывальник", "Смеситель", "Хомут крепежный", "Диффузор вентиляционный круглый стальной", "Кран латунный полнопроходной", "Светильники", "Розетка компьютерная", "Выключатели", "Растворы цеметно-известковые".
По мнению Заявителя, конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляются производителями товара в свободном доступе, либо предоставляются значения, но в виде диапазона значений, при этом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция), участнику закупки необходимо указать конкретное значение, которое становится известным после приобретения товара, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе либо обязывает участника закупки иметь соответствующий товар в наличии до подачи заявки и приводит к ограничению участников закупки.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что Инструкцией предусмотрено следующее положение: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Таким образом, Инструкцией предусмотрена возможность предоставления диапазона значений, что не противоречит требованиям заказчика и не препятствует участнику закупки в подаче заявки.
Также, Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование к таким показателям товаров (материалов), как "масса" или "вес", так например, по п.101 "Светильники" установлено: "Вес <1,0 кг", поскольку, по мнению Заявителя, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, а не поставка товаров, в связи с чем, требование к весу не влияет на выполнение работ.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что такие показатели как "масса" и "вес" влияют на качество выполняемых работ, для выполнения которых используются указанные товары (материалы).
Так, например, светильники устанавливаются в подвесные потолки, таким образом, требование к весу установлено в связи с тем, что потолок может не выдержать массу светильников, требуемых к установке (согласно сметной документации требуется 155 шт), ввиду чего Заказчик должен располагать сведениями о предлагаемом к использованию товаре до заключения контракта.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе, к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не указываются производителями товаров в открытом доступе, а также что такие показатели не нужны Заказчику для определения соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям аукционной документации и своим потребностям.
Заявитель также обжалует установление неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, усложняют заполнение заявки на участие в аукционе и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, в частности:
- по п. "Дюбель распорный": "Диаметр дюбеля >4 <8 мм", "Длина дюбеля <50 >34 мм", при этом установление требований подобным образом, а именно: чередуя требуемые значения от "максимального к минимальному", и наоборот "от минимального к максимальному", по мнению Заявителя, препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации по пп. 5,6,7,8,17,19,22,68.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Комиссия Управления учитывает, что избранный Заказчиком способ описания требований к показателям товара с использованием символов "<", ">" напрямую не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом доказательств того, что установление требований таким образом ввело участников закупки в заблуждение и не позволило сформировать должным образом заявку на участие в аукционе на заседание Комиссии Управления не представлено, ровно как и не представлено доказательств злоупотребления со стороны Заказчика своим правом на установления подобных требований или отклонения заявок по причине их несоответствия предъявленным требованиям.
- по п.88 "Решетки" установлено: "Размер решетки (ДхШ) <321х82>291х123 мм", при этом, по мнению Заявителя, объединение требований к габаритным размерам в требуемом значении параметра вводит в заблуждение участников закупки, так как не позволяет однозначно определить к какой величине относится требуемое значение.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации по пп.87, 89, 105.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что обозначение габаритных размеров символами "Д" и "Ш" позволяют участникам закупки определить потребность Заказчика, так как являются общепринятыми сокращениями длины и ширины, в связи с чем Комиссия Управления критически относится к доводу Заявителя об отсутствии у него сведений о том, что именно означают данные сокращения. Иного варианта их прочтения не существует.
Комиссия Управления также отмечает, что требования к длине (Д) размера решетки не соответствует действительности. При этом Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, в которых указано о наличии технической ошибки и корректных размеров решетки, а именно: "Размер решетки (ДхШ) <321х182>291х123 мм", что соответствует принципу информационной открытости закупки и не препятствует формированию заявки на участие в аукионе.
- по п.86 "Хомут крепежный": "Вес <0,094 мм", при этом, согласно международной системе единиц (СИ), единицей измерения массы (веса) считается грамм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании требований к товару по п.86 допущена техническая ошибка. Вместе с тем, ранее участником закупки направлялся запрос разъяснений положений аукционной документации, согласно которому Заказчик указывает корректные единицы измерения по п.86.
- по п.15 "Напольное покрытие": "Минимальная температура применения
<-10 °С, Минимальная температура применения >+40 °С", таким образом, Заказчик устанавливает дублирующие противоречивые требования, по которым невозможно указать достоверное значение, с учетом положений Инструкции, поскольку минимальная температура не может быть более +40 °С.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации по п.16.
Согласно возражениям Заказчика, при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка, при этом даны разъяснения положений аукционной документации, в которых указано корректное прочтение требуемых значений, в частности, Заказчику требуется "Максимальная температура применения >+40 °С "
На основании вышеизложенного, а также с учетом разъяснений положений документации об электронном аукционе, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя, поскольку информация об истинных потребностях Заказчика была доведена до всех участников закупочной процедуры, что не позволяет Комиссии Управления сделать вывод об ограничении количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.93 "Лента резьбоуплотнительная": "Минимальная рабочая температура: -75...+210 °С", поскольку требование "минимальная" предполагает указание конкретного единичного значения, вместе с тем, с учетом положений Инструкции, символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
При этом представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что при формировании требования к данному товару допущена техническая ошибка.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, а Заказчик этого не оспаривает, что аукционная документация установлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку описание товара подобным образом не позволяет сделать однозначный вывод о потребностях Заказчика, чтобы сформировать предложение участнику закупки и подать заявку.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Инвестпроект" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к характеристикам товара по п.93 "Лента резьбоуплотнительная".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику, аукционной комиссии не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы
ООО "ПР-СТРОЙ" по делу от 30.03.2018 N2-57-3662/77-18.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Я.И. Сидорова
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.А. Миронова
Исп. Миронова Е.А. 8 (495) 784-75-05 доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 апреля 2018 г. N 2-57-4025/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018