Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Р. Гулевич,
специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России: А.Л. Юхно, С.К. Амежнова,
ООО "АСУС": Ю.А. Лапиной,
рассмотрев жалобу ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования в 2018-2019 г.г. для нужд ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, д.1, стр.4,5,6,7,8,9, ул. Ак. Волгина, д.35, 37, 39, 41 (Закупка N0373100108218000105) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.04.2018 NТФ/17211/18.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, противоречащей Закону о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в Приложении N1 к Техническому Заданию, Заказчиком установлены требования в том числе к следующим товарам: "Припои оловянно-свинцовые в прутках", "Канифоль", "Лента изоляционная хлопчатобумажная", "Ветошь", "Трубы поливинилхлоридные для электропроводок", "Линолеум поливинилхлоридный с печатным рисунком", "Пластик бумажнослоистый", "Масло индустриальное", "Масло компрессорное, марка КС- 19", "Масло редукторное", "Смазка густая (типа "Литол")", "Керосин технический", "Кабели силовые", при этом в составе аукционной документации отсутствует информация о необходимом количестве (объеме) товаров, что не позволяет однозначно определить истинную потребность Заказчика и сформировать свое ценовое предложение.
В соответствии п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в какой части аукционной документации содержится информация о количестве вышеуказанных товаров, необходимого при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации установлены требования к товарам, применяемых при оказании услуг без указания их необходимого количества (объемов), что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации требований к показателям товаров, применяемым при выполнении работ, значения которых определяются в ходе проведения испытаний над определенной партией товара, в частности, по пп. "Канифоль", "Лента изоляционная хлопчатобумажная", "Ветошь", "Линолеум поливинилхлоридный с печатным рисунком", "Пластик бумажнослоистый", "Масло индустриальное", "Масло компрессорное, марка КС- 19", "Смазка густая (типа "Литол")", "Краски масляные жидкотертые цветные", "Припои оловянно- свинцовые в прутках", "Олифа "Оксоль"", "Кабели силовые", "Растворитель "Уайт- спирит"", "Краски водно- дисперсионные", "Растворы строительные".
Так например, по п. "Лента изоляционная хлопчатобумажная" установлено следующее требование: "Скорость расклеивания ленты до старения и после старения: Не более 100 мм/мин".
При этом, согласно 6.6.3.2 ГОСТ 2162-97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия", липкость (скорость расклеивания) ленты после старения определяют, предварительно выдержав образцы в течение 16 ч в термостате при температуре (70_2) °С и затем охладив в течение (2,0_0,1) ч при температуре (23_5) °С.
В силу с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также, согласно доводам жалобы, в Приложении N1 к Техническому заданию, Заказчиком в столбце "требуемый параметр" по п.8 "Масло индустриальное" установлено следующее требование: "температура застывания не должна быть выше" - 15°С", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку значения характеристик товара в графе "требуемый параметр" являются неизменяемыми показателями, то участнику закупки фактически приходится предоставлять показатели, с указанием слов, которые не являются конкретным предложением.
Аналогичные требования установлены в аукционной документации по п.15 "Кабели силовые".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований подобным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении избыточных и неправомерных требований к товарам, поскольку установление требований подобным образом может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "АСУС" на действия ФГБОУ ВО РНИМУ
им. Н.И. Пирогова Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии: М.Г. Жукова
Члены Комиссии: А.Р. Гулевич
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8 (495) 784-75-05 (доб. 179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 апреля 2018 г. N 2-57-4633/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018