Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО": Д.О. Селяметова, С.А. Рассказова,
ООО "ИНСТРОЙ": М.А. Фомина,
третьего лица: М.А. Астраханцева,
рассмотрев жалобу ООО "ИНСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт помещений ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" по адресу: г. Москва, Колодезный пер., д. 14 (Закупка N 0373200006218000152) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/15598/18 от 03.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- п.3 "Блоки дверные внутренние однопольные глухие со сплошным заполнением щита": "Вид отделки": "С непрозрачным отделочным покрытием: отделанные эмалями; красками или с прозрачным отделочным покрытием, отделанные прозрачными лаками".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком в инструкции по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция), являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует описание чтения символа ":" (двоеточие).
- п.15 "Гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79":
- "Вид в зависимости от сроков схватывания": "Нормальнотвердеющий; быстротвердеющий; медленнотвердеющий",
- "Начало схватывания": "Не менее 2 мин",
- "Конец схватывания": "Не более 30 мм".
Согласно доводам жалобы для вышеуказанного товара установлены излишне детализированные и очевидные требования, поскольку затребованные характеристики "Начало схватывания" и "Конец схватывания" регламентируются таблицей 2 ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77) "Вяжущие гипсовые. Технические условия" в зависимости от вида вяжущего (Быстротвердеющего, нормальнотвердеющего, медленнотвердеющего).
- п. 23 "Доски хвойных пород для покрытия пола ГОСТ 8242-88":
- "Толщина гребня": "7 мм",
- "Глубина паза": "7 мм",
- "Расстояние от верхней плоскости доски до верхней плоскости гребня": "Не более 16 мм".
Согласно доводам жалобы, установленные требования к данной характеристике товара не позволяют определить потребность Заказчика и сформировать первую часть заявки, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия" ни одна из марок досок не соответствует совокупности установленных требований, а именно в части требования "Толщина гребня": "7 мм".
- п.90 "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб ГОСТ 3262-75":
- "Условный проход": "20 мм",
- "Наружный диаметр": "21,3 мм".
Согласно доводам жалобы, установленные требования к данной характеристике товара не позволяют определить потребность Заказчика и сформировать первую часть заявки, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" что труба с "условным проходом" равным 20 мм имеет только один "наружный диаметр" равный 26,8 мм.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам п.3 "Блоки дверные внутренние однопольные глухие со сплошным заполнением щита" и п.90 "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб ГОСТ 3262-75" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
- п.4 "Блоки дверные металлические ГОСТ 31173-2003".
В жалобе Заявитель указывает, что согласно электронного фонда правовой и нормативно-технической документации (http://docs.cntd.ru), ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" прекратил свое действие 01 июля 2017 года, и не может регламентировать значение требуемых характеристик данного товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участники закупки при указании в первой части заявки характеристик вышеуказанного товара вправе руководствоваться актуальной версией данного ГОСТ (ГОСТ 31173-2016).
При этом, представитель Заказчика представил Комиссии Управления сведения из открытых источников, согласно которым в свободной продаже присутствует товар, произведенный по ГОСТ 31173-2003, что свидетельствует о возможности поставки товара, произведенного по недействующей версии ГОСТ.
- п.32 "Замок врезной цилиндровый фалевый с защелкой ГОСТ 5089-2011":
- "Класс": "4 или 3 или 2",
- "Толщина стали корпуса и крышки замков 3-го и 4-го класса": "Не менее 1,5 мм".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют определить потребность Заказчика, поскольку Заказчиком установлено требование "Толщина стали корпуса и крышки замков 3-го и 4-го класса", при этом участнику закупки необходимо выбрать класс товара из значений 4 или 3 или 2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участники закупки следует руководствоваться следующими положениями Инструкции: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует", то есть участникам закупки при выборе 2 класса замков для характеристики "Толщина стали корпуса и крышки замков 3-го и 4-го класса" следует указать прочерк "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п.4 "Блоки дверные металлические ГОСТ 31173-2003",п.8 "Волокно льняное ГОСТ 9394-76", п.9 "Выключатели автоматические ГОСТ Р 50345-2010", п.13 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75",п.14 "Герметик акриловый", п.15 "Гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79",п.16 "Грунтовка акриловая", п.17 "Грунтовка водно-дисперсионная глубокопроникающая", п.18 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98",п.23 "Доски хвойных пород для покрытия пола ГОСТ 8242-88", п.32 "Замок врезной цилиндровый фалевый с защелкой ГОСТ 5089-2011", п.52 "Краски масляные МА-15 ГОСТ 10503-71", п.74 "Раствор известковый ГОСТ 28013-98", п.79 "Растворы цементно-известковые ГОСТ 28013-98", п.97 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98".
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Например, Заявитель указывает на требование к товару по п.9 "Выключатели автоматические ГОСТ Р 50345-2010": "Механическая износостойкость": "? 20000 циклов".
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно п.8.7 ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003) "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" Выключатели должны быть способны выполнять установленное количество механических и электрических циклов оперирования при номинальном токе, при этом такое соответствие проверяют испытанием согласно п 9.11 данного ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИНСТРОЙ" на действия ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.3 "Блоки дверные внутренние однопольные глухие со сплошным заполнением щита", п.4 "Блоки дверные металлические ГОСТ 31173-2003",п.8 "Волокно льняное ГОСТ 9394-76", п.9 "Выключатели автоматические ГОСТ Р 50345-2010", п.13 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75",п.14 "Герметик акриловый", п.15 "Гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79",п.16 "Грунтовка акриловая", п.17 "Грунтовка водно-дисперсионная глубокопроникающая", п.18 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98",п.23 "Доски хвойных пород для покрытия пола ГОСТ 8242-88", п.32 "Замок врезной цилиндровый фалевый с защелкой ГОСТ 5089-2011", п.52 "Краски масляные МА-15 ГОСТ 10503-71", п.74 "Раствор известковый ГОСТ 28013-98", п.79 "Растворы цементно-известковые ГОСТ 28013-98", п.90 "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб ГОСТ 3262-75", п.97 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии К.А. Сомов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
1. ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО"
107023, Москва, ул. Буженинова, дом 12
2. ООО "ИНСТРОЙ"
117246, Москва, Научный проезд, дом N 10, этаж 1, офис 177
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4140/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
04.04.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 04.04.2018 по делу N2-57-4140/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ИНСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт помещений ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" по адресу: г. Москва, Колодезный пер., д. 14 (Закупка N 0373200006218000152) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать неправомерные и избыточные требования к товарам используемым при выполнении работ в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 04.04.2018 по делу
N2-57-4140/77-18.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 04.04.2018 по делу N2-57-4140/77-18.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 06.07.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии К.А. Сомов
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2018 г. N 2-57-4140/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018