Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
Винокуровой Н.Ю. - заместителя руководителя (председатель Комиссии);
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля закупок (член Комиссии);
Бубеновой Т.А. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок (член Комиссии);
от заказчика - Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям-<_>,представителя по доверенности,<_>, представителя по доверенности,
от уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>, представителя по доверенности от 09.02.2018,
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Спецмонтаж", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Спецмонтаж"на положения аукционной документации на поставку ручных металлодетекторов (изв. N 0115200001118001474), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 15.05.2018 обратилось ООО "Спецмонтаж"с жалобой на положения аукционной документации на поставку ручных металлодетекторов (изв. N 0115200001118001474)(далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Спецмонтаж"сообщает, чтозаказчиком необоснованно включены в описание объекта закупки безальтернативные способы реализации функционала, которые по техническому значению не имеют никакого практического значения, в частности требование о наличии функции автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд, а также требование о том, чтоприбор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.
Заявитель указывает, что в открытых источниках отсутствует информация о том, что существует как минимум 2 модели оборудования с подобными характеристиками разных производителей.
Кроме того, заявитель не согласен с внесенными изменениями в документацию в части установления требования: "Металлодетектор должен иметь дополнительный, опциональный, отключаемый канал пассивного обнаружения ферромагнитных металлических объектов, на магниторезистивных датчиках постоянного магнитного поля Земли, не связанный с опционально отключаемым активным каналом обнаружения, излучающим электромагнитное поле", относящееся к формуле полезной модели. Данное требование, по мнению заявителя, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, такая основная функциональная характеристика закупаемого товара как "дальность обнаружения искомого предмета", предусмотренная ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования", документацией заказчика не установлена.
ООО "Спецмонтаж" просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях заказчика нарушение законодательства о контрактной системе и выдать предписание об устранении нарушений.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "Спецмонтаж" объявлен перерыв до 22.05.2018 16 час. 00 мин. До объявления перерыва в заседании Комиссии присутствовали от заказчика - Свинцова О.А., представитель по доверенности, от уполномоченного органа - Волосов И.М., представитель по доверенности, от заявителя - Шкляев Р.Е. и Хайрулин П.А., представителей по доверенностям.
В заседании Комиссии до объявления перерыва представителиООО"Спецмонтаж" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
08.05.2018 13 час. 40 мин.уполномоченным органомна официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001118001474 о проведении электронного аукционана поставку ручных металлодетекторов, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 230 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает тримиллионарублей, заказчикразмещаетвединойинформационнойсистемеизвещениеопроведенииэлектрон ного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Объектом объявленной закупки является поставка ручныхметаллодетекторов.
Технической частью технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к характеристикам "Ручной металлодетектор", которой в действующей редакции установлены в т.ч. следующие требования к товару:
В приборе должна быть реализована возможность оперативного снижения чувствительности вдвое. В приборе должна быть реализована возможность ручной настройки максимального уровня чувствительности ("режим специалиста").
В приборе должна присутствовать функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд. Прибор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.
В качестве доказательств о наличии функциональных возможностей ручных металлодетекторов, предусмотренных Техническим заданием аукционной документации, представитель Заказчика предоставил Комиссии паспорта ручных металлодетекторов моделей:
- "BLACKTOR-S" изготовитель ООО "Сигма-М";
- "SUPERSCAN - 911" изготовитель ООО "Дельта";
- "Феникс-П-04" производитель ООО "Ланти".
Согласно паспорту"Ручной металлодетектор"BLACKTOR-S",в случае отсутствия движения в течение 10 секунд, металлодетектор выключается, а после возникновения движения, в течение 2 секунд переходит в рабочий режим.
Согласно паспорту"SUPERSCAN - 911"ручной металлодетектор", изделие обнаруживает металл, когда находится в движении со скоростью от 0 до 0,5 м/с. В приборе присутствует функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение 10 секунд. Прибор автоматически включается и готов к работе через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения индицируется предназначенным для этого светодиодным индикатором.
Согласно паспорту "Металлодетектор селективный портативный ручной"Феникс-П-04", при отсутствии движения прибора более 10 секунд питание изделия будет автоматически отключено, а при возникновении движения, в течение 2-х секунд прибор перейдет в рабочий режим, о чем сообщит световым сигналом.
Из представленных Заказчиком паспортов на изделия различных изготовителей, Комиссией установлено, что данные ручные металлодетекторы соответствуют требованиям, установленным Техническим заданием Заказчиком к ручномуметаллодетектору. Следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.
Наряду с изложенным, заказчиком в описание объекта закупки включено следующее требование к закупаемому товару: Металлодетектор должен иметь дополнительный, опциональный, отключаемый канал пассивного обнаружения ферромагнитных металлических объектов, на магниторезистивных датчиках постоянного магнитного поля Земли, не связанный с опционально отключаемым активным каналом обнаружения, излучающим электромагнитное поле.
При этом согласно реестру Полезных моделей Российской Федерации, размещенному на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральный институт промышленной собственности винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет"18.12.2017 зарегистрирован патент на полезную модель"Ручной металлообнаружитель"RU 175 760, автором и патентообладателем которого являетсяАлеев Тимур Марсович.
Согласнопатенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017 зарегистрированная полезная модель имеет в т.ч. следующие характеристики:
- В ручномметаллообнаружителе совмещены две магниточувствительные схемы на основе электромагнитных катушек, передающей и принимающей, и на основе пассивных датчиков изменения постоянного магнитного поля Земли-магниторезисторов;
- Наличие акселерометра исключает ложные срабатывания металлообнаружителя при ударах, деформациях корпуса во время проведения досмотровых операций. Магниторезисторы 10 улавливают изменение постоянного магнитного поля Земли, вызванного появлением в радиусе их действия ферромагнитных объектов.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование воспроизводит формулу полезной модели, напрямую связанную с патентом RU 175 760 U1 от 18.12.2017, выданнымпатентообладателю Алееву ТимуруМарсовичу. Данная формула не имеет связи с техническими и эксплуатационными характеристиками оборудования, которые можно подвергнуть объективной оценке. При этом требование наличия описываемого патентом функционала никак не обосновывается и документация не содержит указания, что у заказчикане имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Следовательно, такое описание объекта закупки нарушает правила, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия признает данный довод заявителя обоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Спецмонтаж" обоснованной в части установления требования к закупаемому товару, являющегося формулой изобретения полезной модели по патенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017, а в действиях заказчика - Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям- нарушение пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссияпринимает решение о выдаче предписания обустранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецмонтаж" обоснованной в части установления требования к закупаемому товару, являющегося формулой изобретения полезной модели по патенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017.
2. Признать заказчика - Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациямнарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику -Государственному комитету Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями уполномоченному органу - Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифампредписание обустранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 мая 2018 г. N 06-04/3484
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018