Резолютивная часть объявлена 25.05.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.05.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Кондратьев А.Е. по доверенности от 23.05.2018, Макеева И.Н. по доверенности от 23.05.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Доминант" (ИНН 8602062785, ОГРН 1078602009056) от 21.05.2018 N719-ж на действия БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних и наружных инженерных сетей (извещение N0387200028518000025) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
До заседания Комиссии Управления в адрес Ханты-Мансийского УФАС России посредством электронной почты поступило ходатайство об отзыве жалобы.
Согласно части 7 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи не будет соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ от 06.05.2014 N10073-ЕЕ/Д28.
Ходатайство об отзыве жалобы ООО "Доминант" от 21.05.2018 N719-ж направлено в электронной форме и не подписано электронной подписью.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления отказывает в удовлетворении ходатайства об отзыве жалобы.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Тем не менее:
1) Согласно пунктам 13, 60, 63, 64, 65 технического задания на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутренних инженерных сетей Заказчику требуются - Автоматический выключатель с Электрической износостойкостью Не менее 6000 Циклов В-О и с Механической износостойкостью Не менее 20000 Циклов В-О.
В соответствии с ГОСТ 50345-2010 электрическая и механическая износостойкость определяется после испытания партии товара.
2) Согласно пунктам 14, 56, 57 технического задания на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутренних инженерных сетей Заказчику требуется - кабель, Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C, Ом не более 12,2 и не более 4,7 соответственно.
В соответствии с ГОСТ 22483-2012 Соответствие требованиям по электрическому сопротивлению определяется после испытания партии товар.
В связи с данными нарушениями Заказчика в аукционной документации, у участника не было возможности объективно заполнить заявку на участие в аукционе и предоставить достоверные сведения по товарам. Допущенные при формировании аукционной документации нарушения явились причиной ввода в заблуждение участника ипрепятствовали корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что нарушает положения п.1,2 ч.1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Тем самым допущенные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили Комиссии Управления следующее.
По первому доводы параметры установлены заказчиком в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" - это означает, что участники не должны в своем предложении конкретизировать данные значения, проводить испытания и указывать точные значения, а лишь предлагал товар, значения которого по указанным параметрам не хуже, дабы обеспечить исполнение работ надлежащего качества.
В доводе N 2 заявитель указывает "Согласно п. 14, 56, 57 Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C, Ом не более 12,2 и не более 4,70" что можно определить значения путем испытания.
Данные требования установлены в соответствии с ГОСТ 22483-2012.
Заказчик не обязывает участников иметь товары и материалы в наличии или закупать их для подготовки заявки на участие в электронном аукционе, проводить испытания и т.п., а лишь сообщить в составе первой части "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;" по данным производителей и поставщиков таких товаров. Данная обязанность участников предусмотрена в ст. 66 ФЗ N 44.
Все требуемые параметры выставлены корректно в соответствии с нормативными документами на соответствующую продукцию, а так же на основании информации предприятий изготовителей. Большинство важных показателей установлены в виде неизменных значений, по которым участники не обязаны указывать конкретные значения, а лишь предлагать товар характеристики которого имеют показатели не ниже установленных рамок. Это сделано для того, что бы получить услугу надлежащего качества с использованием современных, качественных и долговечных материалов.
Кроме того, по вопросам обозначенными в жалобе от участника закупки поступал запрос разъяснений положений документации, на который было дано разъяснение следующего характера:
1. По пункту 13 данных параметром в задании не установлено.
По остальным пунктам, просим обратить внимание на то, что требуемые значения указаны в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)", соответственно, должны остаться без изменений, проводить испытания и указывать конкретное значение не требуется.
2. По пункту 14 данных параметром в задании не установлено.
По пунктам 56, 57, данный параметр не будет оцениваться при рассмотрении заявок
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних и наружных инженерных сетей (извещение N0387200028518000025) размещены на официальном сайте единой информационной системы 03.05.2018.
Техническим заданием установлены требования к материалам из 66 позиций (далее - Требования).
По пунктам 13, 14 Требований доводы Заявителя не находят своего подтверждения в связи с отсутствием показателей, на которые ссылается Заявитель.
По пунктам 60, 63, 64, 65 Требований установлено, что показатели Электрическая износостойкость и Механическая износостойкость указаны в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)".
В соответствии с пунктом 24 раздела 1 аукционной документации "Инструкция по заполнению первой части заявки" если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные значения.
Учитывая, что в отношении показателей Электрическая износостойкость и Механическая износостойкость по пунктам 60, 63, 64, 65 Требований участникам не нужно предоставлять конкретных показателей, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
2. В соответствии с пунктом 56 Требований Заказчику требуется Кабель тип 3, Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C, Ом Не более 12,2.
Согласно пункту 57 Требований Заказчику требуются Кабель тип 4, Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C, Ом Не более 4,70.
Исходя из условий документации в отношении показателя Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C, Ом по пунктам 56, 57 Требований участникам необходимо предложить конкретные показатели.
В соответствии таблицей 3 ГОСТ 22483-2012 показатель Электрическое сопротивление токопроводящих жил, пересчитанное на 1 км длины кабеля и температуру 20 °C является максимальным.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о требуемом Заказчиком показателе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установлено следующее.
3. Согласно техническому заданию необходимо выполнить следующие работы:
5.1.Техническое обслуживание, замену вышедшего из строя электрооборудования, поверка и замена непригодных приборов коммерческого учета, монтаж дополнительных и демонтаж неиспользуемых точек подключения оборудования и освещения, аварийно - восстановительные работы на участках сетей электроснабжения (кабельные, проводные линии электроснабжения и освещения, светильники различных типов, розетки различных типов, силовые распределительные шкафы и щиты освещения, силовая и осветительная арматура, тепловые завесы, автоматические раздвижные двери, приборы коммерческого учета и т.п.).
5.2.Техническое обслуживание, замена вышедшего из строя оборудования, (при необходимости) монтаж дополнительного и демонтаж неиспользуемого оборудования, поверка и замена непригодных приборов коммерческого учета, аварийно - восстановительные работы на участках сетей теплоснабжения (трубы различного диаметра из различных материалов, запорная арматура, приборы коммерческого учета и т.п.).
5.3.Техническое обслуживание, замена вышедшего из строя оборудования, поверка и замена непригодных приборов коммерческого учета, монтаж дополнительного и демонтаж неиспользуемого оборудования (при необходимости), аварийно - восстановительные работы на участках водоснабжения и сантехнического оборудования (трубы различного диаметра из различных материалов, запорная арматура, смесители, санфаянс, приборы коммерческого учета и т.п.), установка при необходимости нового.
5.4.Техническое обслуживание, замена вышедшего из строя оборудования (при необходимости), аварийно - восстановительные работы на участках канализационных сетей и сантехнического оборудования (канализационные трубы различного диаметра из различных материалов, фасонные части к ним, санфаянс и т.п.).
5.5.Техническое обслуживание, замена вышедшего из строя оборудования, монтаж дополнительного и демонтаж неиспользуемого оборудования (при необходимости), аварийно - восстановительные работы (устранение утечки, заправка системы фреоном, ремонт или замена вышедших из строя компрессоров, ремонт или замена вышедшего из строя вентилятора и т.п.) на участках систем вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с ГОСТ N 12.3. 018-79, СанПиН 2.6.1.1192-03. (Воздуховоды, электродвигатели, вентиляторы различных конструкций, сплит - системы, наружные блоки, компрессоры и т.п.).
5.6. Техническое обслуживание, замена вышедшего из строя оборудования, аварийно - восстановительные работы на участках входных групп (тепловые завесы, автоматические раздвижные двери и т.п.)
5.7.Аварийно-диспетчерское обслуживание в круглосуточном режиме.
5.8.Оказание следующих видов услуг, непосредственно связанных с обслуживанием внутренних инженерных сетей:
- испытания системы пожарного водоснабжения (водоотдача);
- испытания системы вентиляции (не реже 2-х раз в год);
- испытания и замена непригодных средств зашиты от поражения электрическим током;
- проведение комплекса лабораторных испытаний электроустановок;
- комплексная подготовка к отопительному сезону;
- маркировка внутренних инженерных сетей;
- составление схем энергоснабжения;
- составление и ведение необходимой технической документации;
- прочие услуги, непосредственно связанные с обслуживанием внутренних и наружных инженерных сетей.
Перечень обслуживаемых объектов и оборудования:
Наименование объекта (с указанием адреса) |
Площадь обслуживания, м.кв. |
Отделение профилактических осмотров поликлиники для взрослых, пр. Набережный,39. |
2 740,2 |
Поликлиника, п. Юность, ул. Саянская, 15/1 |
3 185,4 |
Детская поликлиника, ул. Губкина,1/1 |
3 842,8 |
Отделение медицинской реабилитации детской поликлиники, ул. Бажова, д.25 |
3 842,5 |
Заячий остров, д. 18 пом. 1 (Склад) |
208,5 |
Офисы врачей общей практики, ул. Крылова, д. 38 |
437,1 |
Терапевтическое отделение |
235,7 |
Педиатрическое отделение |
201,4 |
|
|
Итого: |
14 256,5 |
Далее техническим заданием установлен перечень оборудования и материалов, а также требования к материалам из 66 позиций.
Сведения о количестве (объеме) подлежащего замене, монтажу, демонтажу оборудования и запасных частей в техническом задании отсутствует.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что замену вышедшего из строя оборудования, монтаж дополнительного и демонтаж неиспользуемого оборудования, замену непригодных приборов и запасных частей должен производить подрядчик за свой счет, само количество (объем) подлежащего замене, монтажу, демонтажу оборудования и запасных частей определить невозможно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в виду ранее выданного по жалобе ИП Хлопицкого С.Ф. от 21.05.2018 N715-ж.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" (ИНН 8602062785, ОГРН 1078602009056) от 21.05.2018 N719-ж на действия БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному обслуживанию внутренних и наружных инженерных сетей (извещение N0387200028518000025) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4" нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в виду ранее выданного по жалобе ИП Хлопицкого С.Ф. от 21.05.2018 N715-ж.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 мая 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018