Резолютивная часть объявлена 28.05.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.05.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Куценко Т.Н. по доверенности от 31.01.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Комплексные энергетические решения" (ИНН 7725310549, ОГРН 1167746272055) от 21.05.2018 N731-ж на действия Заказчика - Департамент строительства, архитектуры Ханты-Мансийского района, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения, плана комплексного развития коммунальной инфраструктуры (извещение N0187300008418000151) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
I. В части III Конкурсной документации "Информационная карта" конкурса п.9.1.12. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость установлены следующие критерии:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки |
1 |
Цена контракта |
60% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
30% |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10% |
Совокупная значимость критериев |
100% |
Содержание критериев оценки, определено в приложении N 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки |
1 |
Цена контракта |
60% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
30% |
А |
Качество услуг -100% |
|
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10% |
А |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - 50% |
|
Б |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; - 50% |
|
Совокупная значимость критериев |
100% |
Оценка предложений участников по Критерию 2 Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок будет производиться по следующей шкале:
Оцениваются предложения участника по наличию и качеству описания предлагаемой методики, принципиальной схемы исполнения работ. Участник конкурса предоставляет методику, принципиальную схему исполнения работ. Участник должен представить последовательность действий при исполнении Контракта. Наибольший балл получает заявка, где наиболее детализировано описана последовательность шагов исполнения работ.
Шкала оценки по критерию (показателю):
· Копирование Технического задания к данному Конкурсу, Постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих исполнение работ, а также не предоставление никаких данных по данному критерию оценки оценивается в 0 баллов
· Детализация методики, принципиальной схемы исполнения работ по основным этапам выполнения работ: 20 баллов
· Детализация методики, принципиальной схемы исполнения работ с детализацией каждого этапа выполнения работ по видам работ:50 баллов
· Детализация методики, принципиальной схемы исполнения с детализацией каждого из видов работ: 100 баллов
Считаем, что применение данного показателя является незаконным по следующим причинам.
1. Требования к актуализируемым схемам теплоснабжения установлены нормативными правовыми актами, которые перечислены в технических заданиях на выполнение работ:
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
· Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения"
А так же
· Приказ Министерства энергетики РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2012 г. N 565/667 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения".
· Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003. Принят Государственной Думой Российской Федерации 16.09.2003 г. Одобрен Советом Федерации 24.09.2014.
· Федеральный закон от 07.12.2011 N 417-ФЗ "0 внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "0 водоснабжении и водоотведении" в части внесения изменений в закон "0 теплоснабжении".
· Федеральный закон от 23 .11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию>.
· Постановление Правительства Российской Федерации N 452 от 16.05.201г.) "Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений".
2. Требования к актуализируемым схемам водоснабжения и водоотведения установлены нормативными правовыми актами, которые перечислены в технических заданиях на выполнение работ:
· Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
· Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения";
· СНиП "2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения";
· СНиП "2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения";
· Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3. Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры установлены нормативными правовыми актами, которые перечислены в технических заданиях на выполнение работ:
· Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
· Федеральный закон N210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
· Постановление Российской Федерации от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;
· Приказ Минрегионразвития РФ от 01.10.2013 N359/ГС "Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
Приказ Минрегионразвития РФ N 2004 от 06.05.2011 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований".
Указанными документами установлен исчерпывающий перечень требований, которым должны соответствовать актуализируемые схемы и программа, а также порядок их разработки.
Более того, данная работа проводится в отношении 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района. Техническое задание фактически состоит из трех Технических заданий:
· 8.1. Оказание услуг по актуализации схем теплоснабжения для 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры на период до 2033 года.
· 8.2. Оказание услуг по актуализации схем водоснабжения и водоотведения 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры до 2033 года.
· 8.3. Выполнение работ по актуализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры.
В соответствии с вышеуказанными Техническими заданиями в составе конкурсной документации работы уже детализированы:
1) 8.1. Оказание услуг по актуализации схем теплоснабжения для 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры на период до 2033 года.
- по основным этапам: пп. 6.1., 6.2., 6.3.
- этапы детализированы по видам работ п.З, п.8, п. 10
2) 8.2. Оказание услуг по актуализации схем водоснабжения и водоотведения 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры до 2033 года.
- по основным этапам: п. 5.
- этапы детализированы по видам работ: пп. 7, 8.1.- 8.9., 9.1.- 9.8., 10.1., 10.2.
3) 8.3. Выполнение работ по актуализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для 12 сельских поселений Ханты-Мансийского муниципального района Ханты Мансийского автономного округа-Югры.
- по основным этапам: п. 5.
- этапы детализированы по видам работ: пп. 6, 8, 8.1. - 8.7. 9., 11., 13.
Однако, по предлагаемой шкале оцени по Критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок, копирование Технического задания, в котором прописана вся методика исполнения работ, оценивается 0 баллов.
Вместе с тем, в документации никак не прописано, что же Заказчик хочет увидеть и в какой форме должна быть представлена методика исполнения работ.
Перечисленные обстоятельства не исключают произвольное и безосновательное проставление членами комиссии баллов в пределах заданных значений по рассматриваемому критерию. Оценка по Критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок носит субъективный характер, разбивка шкалы на показатели не дает исчерпывающего и прозрачного характера оценки по данному Критерию.
Указанные факты препятствуют созданию объективных условий оценки конкурсных предложений и приводят к несоблюдению принципа определенности и однозначности при проведении оценки и сопоставления заявок.
II. 2.2. Критерий: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В данном Критерии установлено два показателя:
· "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" НЦБ2ь
Коэффициент значимости показателя (К32) - 0,5
· "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" НЦБЗь
Коэффициент значимости показателя (КЗЗ) - 0,5
Оценка по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" будет производиться по шкале:
Менее 30 специалистов - 0 баллов;
От 31 до 60 специалистов - 20 баллов;
От 61 до 90 специалистов - 40 баллов;
Свыше 91 специалиста - 100 баллов.
Обращаем Ваше внимание, Что шкала оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" носит ничем не обоснованный, неравномерный характер. А именно, при наличии у Участника 90 требуемых специалистов, по данной шкалу Участник получит 40 баллов. А при наличии 91 специалиста- 100 баллов.
Применение такой неравномерной шкалы ведет к необъективной оценке.
При средней зарплате с налогами 40.000, если нужен 91 специалист - то их ФОТ за 4 месяца составит 14.560.000, а бюджет на всю работу в 3 раза меньше!
Следует отметить, что Открытый конкурс проводится среди субъектов малого предпринимательства, у которых численность сотрудников, вообще, не должна превышать 100 человек.
Очевидно несоответствие шкалы фактически обоснованному реальному количеству требуемых исполнителей на данный вид работы, а, следовательно, просматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
Более того, для оценки по данному Показателю, Заказчик будет оценивать:
Заказчиком будет оцениваться количество специалистов с высшим образованием, находящихся в штате участника закупки не менее одного года и имеющих стаж работы не менее одного года на дату подачи заявки на участие в конкурсе.
Однако, отсутствуют какие-либо сведения о специальностях специалистов с высшим образованием, которые будут приниматься к учету Заказчиком. По такому описанию Заказчик должен учитывать все специальности, такие как учителя (например, по истории, русскому языку и т.д.), врачи (например, зубные, проктологи и т.д.), ветеринары, и т.д. и т.п.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения, плана комплексного развития коммунальной инфраструктуры (извещение N0187300008418000151) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.05.2018.
25.05.2018 в конкурсную документацию внесены изменения, критерии оценки заявок изложены в новой редакции.
На момент внесения изменений в конкурсную документацию датой и временем окончания срока подачи заявок было установлено 06.06.2018 10:00.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы оспариваемые Заявителем положения исключены из конкурсной документации, нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплексные энергетические решения" (ИНН 7725310549, ОГРН 1167746272055) от 21.05.2018 N731-ж на действия Заказчика - Департамент строительства, архитектуры Ханты-Мансийского района, Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения, плана комплексного развития коммунальной инфраструктуры (извещение N0187300008418000151) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 мая 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018