Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобуООО "Контракт"(354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 42Б, пом. 12) о нарушении заказчиком в лицеЕкатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Посадская, 3), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по распечатке (выпуску) на бумажном носителе пакетов документов, связанных с заключением договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и адресной или курьерской доставке пакетов Документов по адресам в границах МО "город Екатеринбург" (извещениеN0562600023818000015), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "Контракт" (вх. N01-10228 от 22.05.2018 г.) о нарушении заказчиком в лицеЕкатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза", его комиссией, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по распечатке (выпуску) на бумажном носителе пакетов документов, связанных с заключением договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и адресной или курьерской доставке пакетов Документов по адресам в границах МО "город Екатеринбург" (извещениеN0562600023818000015)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения документации о проведении электронного аукциона не соответствуют Закону о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.05.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0562600023818000015и документация об аукционена услуги по распечатке (выпуску) на бумажном носителе пакетов документов, связанных с заключением договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и адресной или курьерской доставке пакетов Документов по адресам в границах МО "город Екатеринбург".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 35 490 000,00 рублей.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе в редакции от 07.05.2018 г. срок окончания подачи заявок -22.05.2018 г., то есть на пятнадцатый день с момента размещения в ЕИС изменения в документацию об Аукционе, при этом время подачи заявок на участие в Аукционе ограничено периодом до 15:00.
Таким образом, установленный срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует требованиям ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.5 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию:дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Частью 2 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
В соответствии с ч.3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Извещением о проведении электронного аукциона, установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.05.2018 г.
Вместе с тем, в нарушение сроков определенных п.5 ч.1 ст.64, ч.3 ст. 68 Закона о контрактной системе дата проведения аукциона в электронной форме назначена на 29.05.2018 г.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 7 Технического задания установлены общие требования к оборудованию и материально-техническим ресурсам Участника, а именно:
Участник должен иметь:
печатное и конвертовальное оборудование с возможностями обеспечить производственный процесс изготовления и упаковки в конверт не менее 39 000 пакетов документов в месяц;
резервный электрический ввод и устройство бесперебойного питания на печатном и конвертовальном оборудовании;
выделенный интернет-канал;
специальные программы, помогающие быстро и точно определить местонахождение адресата.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что вышеприведенные положения документации, устанавливающие требования к участникам закупки и к закупаемым услугам, не предусмотрены действующим законодательством и накладывают на участника закупки дополнительные обременения, которые в значительной степени ограничивают количество участников закупки.
Вышеуказанные действия Заказчика противоречат требованиям ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку указанными нормами Заказчику надлежит формулировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, которой установлен запрет на включение в документацию о закупке в том числе требований к наличию у участника закупки производственных мощностей.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив документацию о проведении электронного аукциона, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации не указан идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и место происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не предусмотрена возможность заключения контракта физическим лицом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, комиссией Свердловского УФАС России установлено, проект контакта содержит следующие положения, а именно:
Пункт 2.2.4 подписывать Акты оказанных услуг в течение 5 (пяти) дней с момента их получения. При наличии возражений Заказчик должен направить их Исполнителю в течение 5 (пяти) дней со дня получения соответствующего Акта. В противном случае этот Акт считается принятым в редакции Исполнителя.
Подпункт "б" пункта 4 заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Акта об оказанных услугах один экземпляр Акта об оказанных услугах возвращает Исполнителю, либо в тот же срок предоставляет последнему в письменной форме мотивированные возражения по объему и качеству оказанных услуг.
Комиссией установлено, что информация содержащаяся в контракта относительно порядка приемки товара содержит противоречия.
На основании вышеизложенного, заказчиком в нарушение ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе не установлен корректный порядок приемки оказанных услуг.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
В пункте 5 проекта контракта содержится условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом соответствующе требованиям Закона о контрактной системе и Постановлением ПравительстваN 1042.
Относительно довода заявителя о незаконном увеличении сроков оказания услуг, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Подпунктом "б" пункта 6 проекта контракта установлено, что в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, срок исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.
Вместе с тем, В соответствии ч. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (Далее - ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Комиссией установлено, что обстоятельства, предусмотренные пунктом 7.1 Проекта муниципального контракта, являются обстоятельствами, не зависящими от подрядчика, которые создают невозможность завершения работ по контракту в срок.
Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ при наступлении таких обстоятельств, срок контракта подлежит приостановке.
Также, ст. 34 Закона о контрактной системе не налагает ограничений на установление в контракте вышеуказанных условий, следовательно, данный пункт контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушений действующего законодательства в данных действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Кроме того, на заседании комиссии представители заказчика пояснили, что руководствовались положениями Гражданского Кодекса, ввиду чего данный пункт проекта контракта не вносит изменения в его существенные условия.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.ЖалобуООО "Контракт"признать частично обоснованной.
2.В действиях заказчика в лицеЕкатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза", выявлено нарушение ч.3 ст.63, п.1 ч.1 ст. 64, п.5, ч.1 ст.64, ч.3 ст.68, ч.3 ст.33, ч.1 ст.23, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза", его аукционной комиссиивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 мая 2018 г. N 830-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018