Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 28.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Акулова Д.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Кузьминой Е.В, в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с.Уйское" Стрельченко О.В., действующего на основании доверенности от 23.05.2018,
- члена аукционной комиссии Малахова К.А., личность удостоверена паспортом,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.05.2018 поступила жалоба ИП Кузьминой Е.В. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку автошин (извещения N 0369300067418000048) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 07.05.2018 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с.Уйское" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 205 933, 32 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.05.2018 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Кузьминой Е.В.контракт не заключен.
В жалобе указано, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, так как участник закупки конкретизировал все показатели автошин, соответствующие требованиям документации о закупке. Кроме того, в протоколе рассмотрения заявок не указано обоснование отклонения заявки, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика и член аукционной комиссии на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, и устно указали, что заявитель в составе заявки предоставил недостоверную информацию по позиции 4 технического задания в части индекса нагрузки шин, что также подтверждается коммерческими предложениями, положенными в обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 13 статьи 66 Закона о контрактной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, результаты рассмотрения первых частей заявок в части обоснования отказа в допуске к участию в аукционе должны находить отражение в соответствующем протоколе, в том числе в целях оценки антимонопольным органом действий аукционной комиссии по порядку рассмотрения заявок участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.05.2018 (далее - протокол) аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе заявителю (участник закупки с порядковым номером 2) со ссылкой на пункт 1 части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, в протоколе не раскрыты положения заявки (позиции, наименования показателей либо другие положения заявки), указывающие на неправомерное формирование заявки участником закупки, положения документации о закупке, которым не соответствует первая части заявки заявителя, то есть в протоколе фактически отсутствует обоснование отклонения заявки участника закупки, что нарушает положения пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, что также следует из доводов жалобы, причиной отказа заявителю в допуске к участию в аукционе послужил факт указания недостоверной информации в составе заявки по позиции N 4 "автошина 205/70R16": индекс нагрузки: 91 (730 кгс/см3), так как заказчик указал, что индексу нагрузки 91 соответствует показатель 615 кгс/см3, тогда как 730 кгс/см3 равен индексу 97.
Вместе с тем, заказчиком не предоставлены документы и сведения, подтверждающие факт предоставления обществом недостоверной информации, в том числе письменные пояснения по факту отклонения заявки заявителя, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об обоснованности отказа в допуске к участию в закупке указанного участника, а, следовательно, оценить правомерность действий аукционной комиссии.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, при закупке товаров заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, соответствующих потребности заказчика в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе в целях надлежащего оформления заявок участниками закупок в части указания конкретных показателей товара.
Как следует из Приложения N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме "техническое задание" предметом контракта является поставка автошин. По позиции 4 технического задания указано на необходимость поставки автошин типа 205/70R16, в том числе индекс нагрузки: не менее 91 (730 кгс/см3) в количестве 8 штук.
В техническом задании также указано, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТа 4754-97 "Шины пневматические для легковых автомобилей и их прицепов, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости" (далее - ГОСТ 4754-97).
Индекс несущей способности |
Максимально допустимая нагрузка на шину, кгс |
Индекс несущей способности |
Максимально допустимая нагрузка на шину, кгс |
_ 91 |
615 |
96 |
710 |
92 |
630 |
97 |
730 |
93 |
650 |
_ |
|
94 |
670 |
|
|
95 |
690 |
|
|
Таблица
Так, в Приложении "Е" ГОСТа 4754-97 указаны индексы несущей способности и соответствующие им максимально допустимые нагрузки на шину. Так, в соответствии с таблицей индексам 91-97 соответствуют нагрузки от 615 кгс/см3 до 730 кгс/см3.
Вместе с тем, из технического задания следует, что заказчику необходимо обеспечить индекс нагрузки от 91 и выше, тогда как максимально допустимая нагрузка на шину указана 730 кгс/см3, которой соответствует только индекс - 97. Кроме того, из технического задания не представляется возможным сделать вывод о том, является ли параметр "максимально допустимая нагрузка на шину - 730 кгс/см3" неизменным либо минимально (максимально) допустимым показателем.
Таким образом, в техническом задании неясно и неоднозначно указаны требования к шинам по позиции 4 в части показателей индексов нагрузки и максимально допустимой нагрузки на шину, которые фактически требуются заказчику, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки должна быть установлена декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, в случае, если при проведении закупки установлены преимущества (ограничения) субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, то в требованиях к составу второй части заявки должно быть установлено обязательное условие о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к таким субъектам.
Согласно извещению и пункту 16 информационной карты документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в пункте 21 информационной карты документации о закупке в требованиях к составу второй части заявки не предусмотрено условие о предоставлении декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Так, в силу подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042 в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей, то штраф устанавливается в размере 3 процентов от цены контракта (этапа).
Вместе с тем, в пункте 8.3.1 проекта контракта штраф в отношении поставщика предусмотрен в размере 10 процентов от цены контракта, что не соответствует порядку определения штрафов при проведении закупок для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в нарушение части 8 статьи 34, подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042.
4. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки устанавливается требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 21 информационной карты документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки неправомерно установлено условие о предоставлении копии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), что не соответствует предмету закупки.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Кузьминой Е.В. на действия аукционной комиссии обоснованными в части порядка формирования протокола рассмотрения первых частей заявок.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33, пунктов 2,7 части 5 статьи 66, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Н. Акулов
И.О. Кокшарова
Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 мая 2018 г. N 315-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018