Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 28.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ", в присутствии:
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области Деграф О.М., действующего на основании доверенности N 35 от 23.05.2018,
- слушателя А.Р. Самолюк, личность удостоверена на основании паспорта,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 18.05.2018 поступила жалоба ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на разработку декларации безопасности ГТС Шершневского гидроузла на р. Миасс, Челябинская область (извещение N 0369100004818000022) (далее - конкурс).
Извещения о проведении открытого конкурса опубликовано в единой информационной системе 18.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 2 156 600, 00 рублей.
На дату рассмотрения жалобы ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" ввиду того, что в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ в электронном виде посредством подписания электронной подписью, тогда как указанный документ имеет юридическую силу выписки на бумажном носителе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
В составе заявки заявителя не представлена выписка из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, незаверенная нотариально, а только печатью общества, при этом документация о закупке, а также законодательство о контрактной системе не предусматривают подачу документов в электронном виде для целей проведения открытого конкурса.
С учетом изложенного, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки заявителя являются законными и обоснованными.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 21/2 от 14.05.2018 заявка ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" решением конкурсной комиссии подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям конкурсной документации.
Как следует из извещения о проведении закупки, пункта 2.6.2 инструкции участникам конкурса по подготовке документов, содержанию и порядку подачи заявок на участие в открытом конкурсе (далее - инструкция) подача заявки в форме электронного документа заказчиком не предусмотрена и не допускается.
В пункте 2.6.2 инструкции также указано, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия.
Кроме того, в подпункте 2 пункта 2.6.3.1 инструкции указано, что заявка участника закупки должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Таким образом, из указанных положений конкурсной документации следует, что заявки могут быть поданы только в письменном виде на бумажном носителе, то есть закупка в части подачи заявок осуществляется посредством бумажного документооборота.
Указанное требование к составу заявки, содержащееся в конкурсной документации, обусловлено требованиями подпункта б пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
При этом, пункт 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предусматривает, что законодательство о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, независимо от способа определения поставщика, в том числе при проведении конкурса, подача электронных документов, в том числе выписки из единого государственного реестра юридических лиц, допускается с учетом предоставления такой выписки с использованием единой информационной системы.
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" предоставлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ) от 25.04.2018 N ЮЭ9965-18-3809147 в форме электронного документа с визуализацией электронной подписи должностного лица налогового органа.
Вместе с тем, согласно конкурсной документации заявки на участие в открытом конкурсе могут быть поданы только на бумажном носителе и подача заявок через единую информационную систему технически не предусмотрена функционалом официального сайта при проведении открытого конкурса, в связи с чем предоставление документов в электронной форме, в том числе выписки из ЕГРЮЛ при проведении открытого конкурса, не допускается.
Следует отметить, что выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная обществом, заверена печатью общества, тогда как в соответствии инструкцией и пп. б пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе допускается возможность предоставления копии выписки, заверенной в нотариальном порядке.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что легитимность выписки из ЕГРЮЛ как электронного документа не оспаривается антимонопольным органом, вместе с тем Закон о контрактной системе является специальным нормативным правовым актом по отношению к законодательству в области использования электронных подписей и предоставление электронных документов на участие в закупке возможно только при соблюдении порядка подачи таких документов, предусмотренного законодательством о контрактной системе.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе действия конкурсной комиссии по отклонению заявки ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" являются правомерными ввиду отсутствия в составе заявки общества выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа либо копии такой выписки, заверенной в нотариальном порядке.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению и подпунктам 9, 10 пункта 2.6.3.1 инструкции заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также требование о предоставлении в составе конкурсной заявки декларации о принадлежности к указанным субъектам.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Так, в силу подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042 в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей, то штраф устанавливается в размере 3 процентов от цены контракта (этапа).
Вместе с тем, в пункте 5.5 проекта контракта штраф в отношении подрядчика предусмотрен в размере 10 процентов от цены контракта, что не соответствует порядку определения штрафов при проведении закупок для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в нарушение части 8 статьи 34, подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "ЮЖУРАЛНИИВХ" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. При проведении внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта, подпункта "а" пункта 4 Постановления N 1042.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 мая 2018 г. N 322-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018