Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 31.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Акулова Д.Н. |
- |
специалиста - эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу гражданина, в присутствии:
- представителя Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района Обвинцева А.А., действующего на основании Распоряжения N 118-к от 27.06.2012,
- гражданина, личность удостоверена на основании паспорта,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 21.05.2018 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение жилого благоустроенного помещения в Кусинском городском поселении (извещения N 0169600001918000071) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.05.2018 Управление земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составила 682 110 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.05.2018 в 17:00.
На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.
В жалобе и дополнениях к жалобе указано, что в документации о закупке не раскрыто условие исполнения контракта в части предоставления участником закупки экспертного заключения аккредитованной организации, а именно не указано какие именно организации предоставляют данное заключение.
Кроме того, заявитель указал, что в проекте контракта и техническом задании содержится противоречивая информация в части количества комнат приобретаемого помещения. В проекте контракта содержится условие о том, что продавец несет риск случайной гибели имущества до государственной регистрации, тогда как на период регистрации помещение передано по акту приема-передачи покупателю.
Также на заседании Комиссии заявитель пояснил, что в документации о закупке установлено неправомерное условие о порядке оплаты жилого помещения исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. жилого помещения, установленной Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Порядок определения стоимости жилья и нормы площади жилого помещения устанавливаются с учетом Постановления N 21/1, которое является обязательным для применения заказчиком.
В документации о закупке не указан перечень аккредитованных организаций, которые вправе выдавать экспертное заключение, чтобы не создать преимущества конкретным организациям, тогда как в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" аккредитация организаций является обязательной.
Условие о том, что продавец жилого помещения несет ответственность за случайную гибель имущества до государственной регистрации соответствует требованиям гражданского законодательства. Кроме того, отсутствие в техническом задании сведений о количестве комнат жилого помещения является технической ошибкой и не влияет на права и законные интересы участников закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом, в частях 3-7 статьи 70 Закона о контрактной системе раскрыт порядок заключения контракта между победителем закупки и заказчиком.
Таким образом, проведение электронного аукциона основано исключительно на использовании механизма электронного документооборота, в том числе в части обмена электронными документами между участником закупки и заказчиком.
Так, в силу указанных положения Закона о контрактной системе после подведения итогов электронного аукциона единственной обязанностью участника закупки является предоставление заказчику проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью указанного лица.
В техническом задании документации о закупке, являющемся Приложением N 2 к информационной карте электронного аукциона, Приложением N 3 к муниципальному контракту, указано, что в течение 2 рабочих дней с момента подведения итогов продавец должен представить следующие документы, в том числе экспертное заключение аккредитованной организации о предмете исследования на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" необходимо соответствие условий проживания санитарным правилам, установленным СанПиНом 2.1. 2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Вместе с тем, обязанность победителя закупки предоставлять дополнительные документы после подведения итогов электронного аукциона, в том числе документы на приобретаемое жилое помещение, не предусмотрена законодательством о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении заказчиком частей 1,2 статьи 59, части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В части 4 статьи 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз являются документами, порядок предоставления которых предусмотрен частями 1,2,4 статьи 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". При этом, из указанных норм следует, что данные документы выдаются различными субъектами, осуществляющими деятельность в санитарно-эпидемиологической сфере.
Вместе с тем, в техническом задании указано, что участник закупки должен предоставить экспертное заключение аккредитованной организации о предмете исследования, при этом в документации о закупке не конкретизирован вид данного документа. Так, из документации не представляется возможным сделать вывод является ли данный документ санитарно-эпидемиологическим заключением, которое выдается должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями, либо заключением, которое выдается аккредитованными организациями по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, что свидетельствует о неполноте описания условий контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Таким образом, правовой механизм реализации указанного способа закупки направлен на выявление победителя закупки, предложившего наименьшую цену товаров (работ, услуг), необходимых для реализации функций и полномочий заказчика.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичная информация должна содержаться в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Порядок проведения электронного аукциона и определения победителя закупки регламентирован статьями 68, 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
При этом, из части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе следует, что протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
С учетом изложенного, исходя из целей осуществления электронного аукциона, а также с учетом положений законодательства о контрактной системе, цена контракта, предложенная участником закупки, определяется по итогам электронного аукциона в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, которая включается в проект контракта при направлении его победителю закупки.
Соответственно, все условия осуществления закупки, указанные в извещении и документации об электронном аукционе, не должны противоречить порядку определения победителя закупки, который определен законодательством о контрактной системе.
Согласно пункту 2.6 информационной карты документации о закупке указано, что продавцу выплачивается стоимость квартиры, исчисляемая из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения (согласно Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.04.2018 г. N 21/1 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на второй квартал 2018 года" стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по Кусинскому городскому поселению составляет 20670,00 руб.) (далее - Постановление N 21/1), умноженной на общую площадь квартиры. Если общая площадь квартиры более 33,0 кв. м, стоимость жилого помещения не может превышать начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, из условий контракта однозначно следует, что в случае, если участник закупки предложит квартиру площадью не более 33 кв.м, то стоимость жилого помещения будет определяться не по итогам электронного аукциона, а исходя из стоимости 1 кв.м, установленной Постановление N 21/1 с учетом площади предлагаемого помещения.
Таким образом, указанное условие документации о закупке в части порядка определения цены контракта прямо противоречит требованиям части 4 статьи 68, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, что может привести к заключению контракта по цене, отличной от предложенной участником закупки по результатам проведения аукциона.
Кроме того, данное условие документации о закупке противоречит пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и не соответствует правовой цели проведения электронного аукциона, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, с учетом потребности заказчика.
В техническом задании документации о закупке, являющемся неотъемлемой частью проекта контракта, указано, что заказчику требуется отдельная квартира в многоквартирном доме.
При этом, в пунктах 1.3, 1.4 проекта контракта в разделе "предмет контракта" указано, что контракт заключается на приобретение жилого помещения (однокомнатной квартиры) путем покупки жилого помещения (квартиры).
Таким образом, из совокупного толкования положений проекта контракта и технического задания следует, что предметом закупки является предоставление однокомнатной квартиры, что позволяет сделать вывод о количестве комнат жилого помещения, приобретаемого заказчиком. Кроме того, в требованиях документации о закупке также не указано, что в составе первой части заявки участник закупки должен конкретизировать количество комнат предлагаемого жилого помещения.
Доводы заявителя, согласно которым неправомерным условием пункта 3.3 проекта контракта является обязанность продавца нести риск случайной гибели и случайного повреждения жилого помещения (квартиры) до момента регистрации права собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район на жилое помещение (квартиру), являются необоснованными, так как в силу статьи 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 551 ГК РФ исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
Таким образом, собственник (продавец) жилого помещения несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества до момента государственной регистрации, что соответствует требованиям гражданского законодательства.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика обоснованными при установлении условий контракта в части документов на приобретаемое жилое помещение и порядка формирования цены контракта с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения частей 1,2 статьи 59, частей 2, 3 статьи 70, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Н. Акулов
И.О.Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 мая 2018 г. N 333-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018