Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А.
при участии:
- Новикова Г.А.
- Пискунова О.В.
- Сигунькова Е.С.
- Трухманова С.Г. |
-
-
-
-
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
директора ООО "Стройгрупп",
представителя МУП "Горводоканал" (доверенность от 09.02.2018 N62.01-03/31), представителя МУП "Горводоканал" (доверенность от 04.05.2018 N62.01/03-76), представителя МУП "Горводоканал" (доверенность от 04.05.2018 N62.01/03-77), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (далее также - ООО "Стройгрупп", заявитель) на действия конкурсной комиссии Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (далее - МУП "Горводоканал", заказчик) при определении подрядчика путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройгрупп" на действия конкурсной комиссии МУП "Горводоканал" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на реконструкцию первичного радиального отстойника "Б" очистных сооружений города по адресу: Большая коммунальная дорога, 2, соор. N45, номер извещения 0532600023518000047.
По мнению заявителя, конкурсной комиссией неправомерно выбран победитель открытого конкурса, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Директор ООО "Стройгрупп", присутствующий на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители МУП "Горводоканал", присутствующие на заседании комиссии Нижегородского УФАС России, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признали, считают жалобу ООО "Стройгрупп" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, присутствующих на заседании комиссии Нижегородского УФАС России, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 30.03.2018 в единой информационной системе размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на реконструкцию первичного радиального отстойника "Б" очистных сооружений города по адресу: Большая коммунальная дорога, 2, соор. N45, номер извещения 0532600023518000047, и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 894 555,93 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает среди прочего требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации должны содержаться, среди прочего требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, в том числе требования в соответствии с пунктом 7 (отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации) и пунктом 7.1 (участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требования к участникам закупки установлены МУП "Горводоканал" в пункте ИУЗ 5 раздела 3 "Информационная карта" конкурсной документации.
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в конкурсной документации требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложены в недействующей редакции.
Кроме того, согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать среди прочего предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка, например: "В случае если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности".
Однако в пункте ИУЗ 8 конкурсной документации установлено следующее требование: "В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой доверенности".
Таким образом, заказчик нарушил требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3) 20.04.2018 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, что зафиксировано в протоколе N ПВК1 от 20.04.2018. В соответствии с данным протоколом по окончании срока подачи заявок подали заявки 4 участника закупки.
4) 23.04.2018 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе от 23.04.2018 N ПРО1.
Победителем открытого конкурса признано ООО "САРОВ МЕТАЛЛО ПЛАСТ" набравшее 94,94 баллов. Заявке ООО "Стройгрупп" присвоено второе место - 80,43 баллов.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе определены в пункте 12 Информационной карты ИУЗ конкурсной документации и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе
Заявителем оспариваются результаты оценки заявки на участие в открытом конкурсе ООО "САРОВ МЕТАЛЛО ПЛАСТ" по критериям:
- цена контракта;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (опыт работ на рынке).
Комиссией Нижегородского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию цена контракта проведена конкурсной комиссией в соответствии с порядком, установленным в рассматриваемой конкурсной документации, что соответствует требованиям действующего законодательства. Нарушений не установлено.
В данной части жалоба ООО "Стройгрупп" признается необоснованной.
Вместе с тем согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 названного Федерального закона критериями оценки этих заявок, среди которых опыт работы.
Учитывая изложенное, Комиссия Нижегородского УФАС России не имеет правовых оснований для рассмотрения жалобы ООО "Стройгрупп" в указанной части и приходит к выводу, что жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии подлежит оставлению без рассмотрения в части результатов оценки заявок по критерию квалификация участника конкурса.
5) В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должны содержаться среди прочего присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Однако, в нарушение названной нормы в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.04.2018 NПРО1 оценка заявок по каждому критерию, предусмотренному конкурсной документацией, отсутствует.
Изложенное свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией требований части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
6) Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона.
Закупка (номер извещения 0532600023518000047) проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в нарушение названной нормы пунктом 6.11 проекта контракта установлено в том числе, что "Оплату выполненных работ заказчик осуществляет в течение 10 банковских дней после подписания форм КС-2, КС-3, предоставления счета, счета-фактуры".
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление Правительства N 1042) регламентирует правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по контракту.
В нарушение частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком установлена ненадлежащая ответственность для сторон в виде штрафов и пени.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику и конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, и нарушения части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, допущенные конкурсной комиссией, в рассматриваемом случае, не повлияли на результаты закупки, в связи с чем необходимость выдачи заказчику и конкурсной комиссии предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, допущенные заказчиком нарушения требований части 8 статьи 30 и частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в данном случае могут быть устранены на стадии заключения контракта. В связи с этим заказчику выдается соответствующее предписание.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере
решила:
1. Жалобу ООО "Стройгрупп" на действия конкурсной комиссии МУП "Горводоканал" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на реконструкцию первичного радиального отстойника "Б" очистных сооружений города по адресу: Большая коммунальная дорога, 2, соор. N45, номер извещения 0532600023518000047, оставить без рассмотрения в части результатов оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (опыт работ)".
2. В остальной части признать жалобу ООО "Стройгрупп" на действия конкурсной комиссии МУП "Горводоканал" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на реконструкцию первичного радиального отстойника "Б" очистных сооружений города по адресу: Большая коммунальная дорога, 2, соор. N45, номер извещения 0532600023518000047, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 30, частей 5, 7 и 8 статьи 34, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
5. Предписание об устранении нарушения требований части 1 статьи 50 и части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе заказчику и конкурсной комиссии не выдавать в связи с отсутствием влияния на результат закупки.
6. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения требований части 8 статьи 30 и частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе на стадии заключения контракта.
7. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административных производств по признакам совершения административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Л.О. Смирнова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 мая 2018 г. N 923
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018