Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела - Корешева И.С.,
члены комиссии:
Созонова Т.В. - заместитель начальника отдела,
Достовалова М.В. - государственный инспектор,
в присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "Курганская областная клиническая больница") Ким О.В. (доверенность от 28.05.2018 N 2075),
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Медоптторг" (далее - Заявитель, ООО "Медоптторг") Пономарева Ю.А. (доверенность от 25.05.2018 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Медоптторг" на действия Заказчика ГБУ "Курганская областная клиническая больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку вакуумных пробирок для забора крови у пациентов (извещение N 0343200010718000060), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.05.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Медоптторг" на действия Заказчика ГБУ "Курганская областная клиническая больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку вакуумных пробирок для забора крови у пациентов (извещение N 0343200010718000060).
В жалобе Заявитель указал, что заявка Заявителя неправомерно признана несоответствующей требованиям аукционной документации. Полагает, что в составе заявки ООО "Медопторг" представлены все необходимые документы.
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком допущены нарушения ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в аукционной документации. По мнению Заявителя, совокупность технических характеристик товара, установленных Заказчиком, не обоснована его потребностями и приводит к ограничению числа участников закупки.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласна. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России жалоба рассмотрена по существу заявленных требований и проведена внеплановая проверка. 13.04.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку вакуумных пробирок для забора крови у пациентов (извещение N 0343200010718000060).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2310579,70 рублей.
Заказчиком является ГБУ "Курганская областная клиническая больница".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.04.2018 подано 5 заявок, все участники закупки, подавшие заявки допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 03.05.2018 г.в аукционе приняли участие участники, подавшие заявки с порядковыми номерами 1,2,4,5.
Согласно протоколу подведения итогов от 03.05.2018 г. заявки NN1,2,4 признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе. Заявка N5 (ООО "Медопторг") признана несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, раздела 13 документации об электронном аукционе, а именно: участник не приложил Регистрационное удостоверение на все заявленные медицинские изделия, также отсутствует декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Победителем электронного аукциона признана ИП Пономарева Е.П. с предложением о цене контракта 2114129,50 руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные указанной нормой.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
При рассмотрении аукционной документации Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 13.6.4 аукционной документации Заказчиком установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также копии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на медицинские изделия, подлежащие регистрации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны и здоровья граждан Российской Федерации" от 21.11.2011т N323-ФЗ.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу положений п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При рассмотрении заявок участников электронного аукциона Комиссия Курганского УФАС России установила, что в составе второй части заявки N5 (ООО "Медопторг") отсутствуют регистрационные удостоверения на все заявленные медицинские изделия, также отсутствует декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного выше, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о том, что у аукционной комиссии заказчика отсутствуют правовые основания для признания заявки N 5 (ООО "Медопторг") соответствующей требованиям документации электронного аукциона и Закона о контрактной системе по причине непредоставления документов и информации, предусмотренных п.13.6.4 аукционной документации и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе. Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России установила, что аукционная комиссия Заказчика правомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Довод заявителя, изложенный в жалобе, признан Комиссией Курганского УФАС необоснованным.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки допущены нарушения ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу ч.4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На момент подачи ООО "Медоптторг" жалобы в Курганское УФАС России срок обжалования положений аукционной документации на поставку вакуумных пробирок для забора крови у пациентов (извещение N 0343200010718000060) истек.
В соответствии п. 3.37 Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Комиссией Курганского УФАС России не оценивался.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России полагает возможным довести до сведения Заявителя следующую информацию.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями Административного регламента, ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок не наделен правом давать оценку заданным заказчиком потребностям и нуждам при осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поскольку основной целью законодательства о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые товары которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Спорные требования являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в торгах.
Кроме того, возможное сужение круга участников закупки, само по себе не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях аукционной комиссии и заказчика не выявлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медоптторг" необоснованной.
2. В соответствии с ч.4 ст. 105 Закона о контрактной системе рассмотрение довода ООО "Медоптторг" о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в аукционной документации Комиссией Курганского УФАС России не проводилось.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Зам. председателя Комиссии: И.С. Корешева
Члены Комиссии: Т.В. Созонова
М.В. Достовалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 29 мая 2018 г. N 05-02/104-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018