Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Автобан-99" (далее - ООО "Автобан-99"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск" (далее - МУП "Теплоэнергия" ГО "г. Якутск", заказчик) явился правопреемник Акционерное общество "Теплоэнергия" (далее - АО "Теплоэнергия") - <_>, <_> (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Окружной Администрации города Якутска (далее - уполномоченный орган, Окружная Администрация г. Якутска): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Олимп", ООО "Автобан-99" на действия заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "г. Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К" (извещение N 0116300000118000523), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "Автобан-99".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что в аукционной документации допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Аукционная документация не содержит видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 570.
2. Описание объекта закупки аукционной документации содержит товар "Краска БТ-177", при этом заказчик неправомерно использовал словосочетание "или эквивалент", поскольку марка "БТ-177" не является товарным знаком.
3. В пункте 9.2 проекта контракта установлено требование о предоставлении информации о добросовестности участника закупки, при этом начальная (максимальная) цена контракта больше пятнадцати миллионов.
4. В проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что в аукционной документации допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации содержатся разночтения в части банковских реквизитов для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Аукционная документация содержит ненадлежащий срок предоставления разъяснений по запросу участника закупки.
3. План-график не содержит дополнительных требований к участнику электронного аукциона.
4. Проект контракта содержит разные сроки возврата заказчиком банковской гарантии и денежных средств, представленных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
5. К материалу "Бетон тяжелый", указанный в Описании объекта закупки аукционной документации, установлено требование о предоставлении показателей данного материала/товара не в соответствии с ГОСТ 26633-2015.
Просят признать жалобу обоснованной
Из текста жалобы ООО "Автобан-99" следует, что в аукционной документации допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат разночтения в части установления дополнительных требований к участнику закупки.
2. Заказчик неправомерно установил требование к участнику закупки о выполнении работ, самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению обязательств по контракту, поскольку заказчик не является муниципальным заказчиком, а унитарным предприятием.
3. Проект контракта не содержит условие о том, что результатом выполненных условий будет являться заключение органа государственного строительного надзора, поскольку объектом закупки является реконструкция капитального объекта строительства.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители АО "Теплоэнергия" по доводам жалобы ООО "Перспектива" пояснили следующее:
1. Аукционная документация не содержит виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 570, поскольку виды работ предлагается выбрать самостоятельно самому подрядчику из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 570 в соответствии с ведомостью объемов работ.
2. БТ-177 является маркой краски, изготовленной согласно ГОСТ 5631-79, производимой под множеством товарных знаков. Эквивалентом по назначению данной марки могут являться краски следующих марок: лак БТ-577, лак ПФ-170, эмаль ПФ-115. А также считают, что данное требование не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
3. Заказчик при составлении проекта контракта не учел положение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при этом верные условия указаны в Извещении о проведении электронного аукциона.
4. Пунктом 1 статьи 23 Закона о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика включать идентификационный код закупки в проект контракта, поскольку проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации. При этом, аукционная документация содержит идентификационный код.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители АО "Теплоэнергия" по доводам жалобы ООО "Олимп" пояснили следующее:
1. Уполномоченный орган неверно указал в Извещении о проведении электронного аукциона банковские реквизиты заказчика. При этом, заявитель указывает на банковские реквизиты в Извещении о проведении электронного аукциона, которые указаны для оператора электронной торговой площадки при уклонении победителя закупки при заключении контракта.
2. Считают довод необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит требований к сроку возврата денежных средств, внесенных победителем закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. В Описании объекта закупки аукционной документации установлены требования к материалу\товару "Бетон тяжелый" в соответствии с проектной документацией, при этом ссылка на недействующий государственный стандарт в аукционной документации отсутствует.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители АО "Теплоэнергия" по доводам жалобы ООО "Автобан-99" пояснили следующее:
1. Не согласны с доводом жалобы, поскольку в Единой информационной системе размещен документ Извещение о проведении электронного аукциона (в формате doc) и аукционная документация. В пунктах 36, 37, 39 Извещения о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам закупки. Аналогичные требования установлены в Информационной карте аукционной документации. Считают, что Извещение о проведении электронного аукциона и Информационная карта не содержат разночтения.
2. Согласно части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Считают, что независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия с 01.07.2017 года применяют положения Закона о контрактной системе и обязаны соблюдать требования всех постановления и нормативных актов относящихся к данному закону.
3. Проектом контракта предусмотрено сдача всей необходимой документации, которая относится к объекту, при этом в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключение органа государственного строительного надзора в соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета, используемых энергетических ресурсов-является обязательным, и в связи, с чем в проекте контракта не требуется устанавливать, дополнительные условия.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа поддержал позицию АО "Теплоэнергия".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) Извещение N 0116300000118000523 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 19.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта 25 805 242,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущено 5 участников закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 3 участников закупки;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части не установления в аукционной документации видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 570 подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К".
Между тем, заказчиком является Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергия" городского образования "город Якутск".
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
При этом, заказчик является муниципальным унитарным предприятием, который заключает гражданско-правовые договоры муниципального унитарного предприятия, в связи с чем требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 570, не распространяются на заказчика.
Таким образом, довод ООО "Перспектива" не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части указания в описании объекта закупки по позиции "Краска БТ-177", не являющегося обозначением товарного знака, с оговоркой "или эквивалент" подлежит признанию необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Материалами дела установлено, что в Описании объекта закупки аукционной документации установлено следующее: "Краска БТ-177 или эквивалент".
Учитывая положения части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, заявителю в целях доказывания рассматриваемого довода надлежало представить доказательства относительно того, что показатели, установленные заказчиком в описании объекта закупки и сопровождаемые словами "или эквивалент" не являются обозначениями товарных знаков.
Из пояснений заказчика следует, что оговорки "или эквивалент", указанные в описании объекта закупки, применимы к техническим характеристикам объекта закупки, при этом законодательство о контрактной системе не содержит запретов об установлении возможности использования при выполнении работ эквивалентных по техническим характеристикам товаров.
Также из материалов дела не усматривается, что в адрес заказчика от участников закупки поступали запросы в части разъяснения требований к эквивалентности, установленных в описании объекта закупки.
При изложенных обстоятельствах, довод жалобы ООО "Перспектива" не находит подтверждения и признается необоснованным.
3. Довод в части установления излишних требований о предоставлении информации о добросовестности участника закупки, при этом начальная (максимальная) цена контракта больше пятнадцати миллионов, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктами 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что:
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта равна 25 805 242,00 руб.
При этом, пунктом 9.2 проекта контракта установлено, что если начальная (максимальная) цена контракта была снижена подрядчиком на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечение исполнения контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет 7 741 572 рублей 60 копеек.
Между тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, предложившего цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, на дату подачи заявки, в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
Таким образом, проект контракта предусматривает возможность победителем закупки представить информацию, подтверждающую его добросовестность, при этом начальная (максимальная) цена контракта более пятнадцати миллионов рублей, что нарушает положение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
4. Довод в части не установления идентификационного кода закупки в проекте контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, действия заказчика\уполномоченного органа, не установившего в проекте контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части наличия разночтений в части банковских реквизитов для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как следует из пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки и аукционной документации, в том числе проекте контракта, не должна иметь разночтений.
Пунктом 19 Информационной карты аукционной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта Обеспечение исполнения контракта 20% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5 161 048 рублей 40 копеек
Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск"
ИНН 1435116940 КПП 143501001
р/с 40702810800000000639
к/с 30101810300000000770
БИК 049805770
Извещение о проведении электронного аукциона содержит следующие платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта
"Номер расчётного счёта" 40302810498055000002
"Номер лицевого счёта" 55670135330
"БИК" 049805001
Представители заказчика пояснили, что банковские реквизиты, указанные в Извещении о проведении электронного аукциона установлены для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта, то есть денежные средства, перечисленные участником закупки для обеспечения заявки на счет электронной торговой площадки, электронная торговая площадка в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта должна направить на счет заказчика.
При этом заявитель указывает, что данное разночтение вводит в заблуждение участников электронного аукциона.
Следовательно, указанные в Извещении о проведении электронного аукциона банковские реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта установлены для оператора электронной торговой площадки.
Таким образом, довод жалобы ООО "Олимп" не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части установления ненадлежащей даты предоставления разъяснений по запросу участника закупки в аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 27 Информационной карты аукционной документации установлено: "Дата окончания срока предоставления разъяснений: 05.05.2018 года".
При этом Извещением, аукционной документацией установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.05.2018 года 09 ч 00 м.
Также, заявитель указывает на то, что 05.05.2018 года является выходным днем.
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации - "05 мая 2018 г." не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также дата установлена для представления заказчиком разъяснений по запросу участника закупки о даче разъяснений положений аукционной документации, следовательно, срок для направления участником закупки запроса о даче разъяснений положений аукционной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3. Довод в части отсутствия дополнительных требований к участникам закупки в плане-графике подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация о дополнительных требованиях, установленных к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено выше, предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К".
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 37 Извещения о проведении электронного аукциона установлено, что дополнительные требования (в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям") установлены.
При этом, заказчиком материалами дела установлено, что план-график от 24.04.2018 года не содержит сведения о дополнительных требованиях к участникам закупки.
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
4. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлены для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии, отличный от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
5. Довод в части установления к материалам/товарам "Бетон тяжелый", в Описании объекта закупки аукционной документации требований к показателям данного материала/товара не соответствующих ГОСТ 26633-2015, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Описании объекта закупки аукционной документации установлено следующее
Бетон тяжелый |
крупность заполнителя не более 40 мм, класс не ниже В25 (М350) |
Бетон тяжелый |
крупность заполнителя не более 20 мм, класс е ниже В15 (М200) |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" действует.
Пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 установлено, что по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
- на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
Представители заказчика пояснили, что класс М350, М200 ошибочно установлены к материалам/товарам "Бетон тяжелый" по недействующему государственному стандарту.
Согласно таблице 2 пункта 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 установлен показатель "наибольшая крупность заполнителя" и значения к нему.
Следовательно. ГОСТ 26633-2015 не предусматривает показатель как "крупность заполнителя".
Таким образом, заказчиком нарушено положение пункта 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку показатели к товарам/материалам "Бетон тяжелый" не соответствуют ГОСТ 26633-2015.
Довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признан обоснованным.
Жалоба ООО "ТехноСтрой" признана частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Автобан-99" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод о наличии разночтений в части установления дополнительных требований к участнику закупки в Извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документация подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено выше, согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Пунктом 39 Извещения о проведении электронного аукциона (в файле doc.) установлено требование к участникам закупки являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктом 37 Извещения о проведении электронного аукциона (в файле doc.) предусмотрено требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Между тем, аналогичные требования установлены в пунктах 37, 39 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация не содержат разночтения в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованием статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Автобан-99" признан необоснованным.
2. Довод в части установления в аукционной документации неправомерного требования о видах работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего Постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Следовательно, требование о выполнении работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, относится только к государственным и (или) муниципальным контрактам.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К".
При этом, заказчиком является Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергия" городского образования "город Якутск".
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Следовательно, бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки не относятся к государственным или муниципальным заказчикам, а являются отдельным видом заказчиков.
В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
При этом, заказчик является муниципальным унитарным предприятием, который заключает гражданско-правовые договоры муниципального унитарного предприятия, в связи с чем требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 570, не распространяются на заказчика.
Материалами дела установлено, что пунктом 38 части 1 Информационная карта аукционной документации предусмотрены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракта: не менее 15 процентов цены контракта согласно Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Пунктом 5.4.9 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, не менее 15 процентов от цены муниципального Контракта, по видам работ, определенных по его предложению на виды работ согласно перечня Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, указанных в Приложении N 5 к контракту (Ведомость объемов и стоимости работ, выполняемых Подрядчиком самостоятельно).
Кроме того, пунктом 5.3.3 проекта контракта установлено, что "подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Сметной документации. При этом Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Привлечение субподрядчиков не влечет изменение Цены Контракта и (или) объемов работ по настоящему Контракту. Перечень работ, выполненных субподрядчиками, и их стоимость Подрядчик указывает в отчетной документации, представляемой Заказчику по результатам выполнения работ в порядке, установленном настоящим Контрактом".
Таким образом, установление требования о выполнении работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570, нарушает положение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
3. Довод в части отсутствия в проекте контракта условия о том, что результатом выполненной работы по контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора подлежит признанию обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной "Абырал", по адресу РС(Я), г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км., д.1К".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Поскольку предметом закупки является реконструкция объекта капитального строительства, то результатом выполненной работы по контракту является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 4 статьи 64 закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проектом контракта установлен следующий порядок сдачи-приемки выполненных работ:
"4.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику комплект отчетной документации и Акт сдачи-приемки работ, подписанный Подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах.
4.2. В течение 15 (пятнадцати) календарных дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 4.1 Контракта, Заказчик, с особенностями установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, назначает экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, с оформлением экспертного заключения.
4.2.1. В случае получения от Заказчика, эксперта, экспертной организации запроса о предоставлении дополнительных материалов, предоставлении разъяснений касательно результатов работ, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта Подрядчик, в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить Заказчику, эксперту, экспертной организации запрашиваемые дополнительные материалы, разъяснения в отношении выполненных работ.
4.2.2. Не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней после оформления заключения по итогам экспертизы, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия объема и качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Сметной документации, и направляет Подрядчику, подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ.
4.2.3. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ, на основании экспертного заключения в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в экспертном заключении (акте, составленном Заказчиком), устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет.
4.3. В случае получения от Заказчика мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ или экспертного заключения (акта) с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения Подрядчик в срок, установленный в указанном мотивированном отказе, экспертном заключении (акте), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить полученные от Заказчика замечания/недостатки/произвести доработки и передать Заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный подписанный Подрядчиком Акт сдачи-приемки работ в 2 (двух) экземплярах для принятия Заказчиком выполненных работ.
4.4. Подписанный Заказчиком и Подрядчиком Акт сдачи-приемки работ и предъявленный Подрядчиком Заказчику счет на оплату Цены Контракта являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ".
Кроме того, пунктом 2.9 проекта контракта установлен, что окончательный расчет за выполненные работы по объекту производится заказчиком после завершения работ, в течение 30 календарных дней со дня подписания акта приемки объекта.
Исходя из положения проекта контракта, Комиссия пришла к выводу, что в проекте контракта отсутствуют условия о том, что результатом выполненной работы по контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушено положение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Согласно части 6 статьи 21 Закона о контрактной системе требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона (при наличии таких ограничений).
Согласно позиции 2018051660000190020000490001 плана-графика от 24.04.2018 года закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Материалами дела установлено, что Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация не содержит сведения о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе рассмотрения дела представитель АО "Теплоэнергия" подтвердили, что для участия в закупке не предусмотрено ограничений / преимуществ предусмотрена для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа нарушили часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, заказчик осуществляет закупки исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть в случае отсутствия такой потребности в закупке, заказчик не вправе планировать и осуществлять данную закупку..
Частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 60 Закона о контрактной системе документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе о результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Статья 70 Закона о контрактной системе предусматривает следующий порядок заключения контракта:
2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
7. В течение трех рабочих дней с даты размещения проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Из совокупного смысла вышеуказанных норм Закона о контрактной системе не следует, что в период размещения извещения о проведении закупки, аукционной документации, проведения отбора победителя электронного аукциона и подписания контракта допускается перемена заказчика.
В ходе рассмотрения дела представители АО "Теплоэнергия" пояснили, что МУП Теплоэнергия ГО "г. Якутск" реорганизовано в АО "Теплоэнергия" 28.04.2018 года.
Также, в материалы дела представлены уведомление об изменении организационно-правовой формы, устав АО "Теплоэнергия", Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, из которых следует АО "Теплоэнергия" является правопреемником МУП Теплоэнергия ГО "г. Якутск" по всем правам и обязанностям, а также указали, что контракт будет подписан АО "Теплоэнергия" посредством электронной цифровой подписью МУП Теплоэнергия ГО "г. Якутск".
Между тем, в Извещении о проведении электронного аукциона и плане-графике установлено, что заказчиком является МУП "Теплоэнергия" ГО "город Якутск".
Часть 6 статьи 95 Закона о контрактной системе допускает перемену заказчика, и предусматривает, что в случае такой перемены права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Между тем, вышеуказанная норма, применяется в случае перемены заказчика лишь после заключения контракта, в ходе исполнения контракта, то есть все права и обязанности прежнего заказчика, предусмотренные контрактом переходят к новому заказчику.
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупочная деятельность АО "Теплоэнергия" подлежит регулированию указанным федеральным законом.
Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что заказчиком нарушено положение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, поскольку МУП "Теплоэнергия" ГО "город Якутск" реорганизовано в АО "Теплоэнергия", в связи с чем АО "Теплоэнергия" не имеет правовых оснований для проведения электронного аукциона и заключения контракта с победителем закупки от лица МУП "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", который указан в плане-графике, извещении о проведении закупки, аукционной документации как заказчик рассматриваемой закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной: довод в части излишнего требования к обеспечению исполнения контракта; довод в части отсутствия идентификационного кода в проекте контракта.
2. Признать жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной: довод в части отсутствия указания в плане-графике дополнительных требований к участникам закупки; довод в части требований к материалам/товарам не в соответствии с государственным стандартом.
3. Признать жалобу ООО "Автобан-99" частично обоснованной: довод в части установления видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, в части не установления в проекте контракта условий о том, что результатом выполненной работы по контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора.
2. Признать заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "г. Якутск", уполномоченный орган Окружную Администрацию г. Якутска нарушившими пункт 3 части 3, часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 30, пункт 2 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 37, пункт 1 часть 1 статьи 64, части 2, 4 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Окружной Администрации г. Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 мая 2018 г. N 06-424/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018