Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СахаТрансСтрой" (далее - ООО "СахаТрансСтрой"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее - АМР "Олекминский район" РС(Я), заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "СахаТрансСтрой" на действия заказчика АМР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой (изв. N 0116300005218000059), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалоба ООО "СахаТрансСтрой" на действия заказчика АМР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой (изв. N 0116300005218000059).
Из текста жалобы ООО "СахаТрансСтрой" следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по непредставлению ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации, направленный заявителем.
От заказчика представлены письменные пояснения из которых следует, что разъяснения положений аукционной документации на запрос, полученный от заявителя не были опубликованы по причине невнимательности ответственного сотрудника.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116300005218000059 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 085.05.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 954 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан не состоявшимся.
5) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СахаТрансСтрой" не подлежащей рассмотрению исходя из следующего.
Из жалобы ООО "СахаТрансСтрой" следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по непредставлению ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации, направленный заявителем.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регулируется статьей 65 Закона о контрактной системе.
Частями 3-5 указанной статьи установлено следующее.
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что разъяснения положений аукционной документации должны раскрывать и вносить ясность в положения аукционной документации и должны даваться, в случае направления участниками закупки запросов на предоставление таких разъяснений, до наступления сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно обжалование действий заказчика по непредставлению ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации, направленный участником закупки, возможно в сроки, установленные для обжалования положений документации об электронном аукционе.
Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, определяющей порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, установлено, что жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой (изв. N 0116300005218000059) установлено 08 часов 00 минут 17.05.2018 г.
Между тем жалоба ООО "СахаТрансСтрой" поступила в Якутское УФАС России 18.05.2018 г. и датирована также 18.05.2018 г.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы ООО "СахаТрансСтрой" признается не подлежащим рассмотрению.
По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.
1. Как отмечено выше, частями 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено следующее.
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из материалов дела следует, что участником закупки ООО "СахаТрансСтрой" в адрес заказчика АМР "Олекминский район" РС(Я) посредством оператора электронной торговой площадки был направлен запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела антимонопольным органом оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" был направлен запрос о предоставлении сведений обо всех запросах разъяснений положений аукционной документации, направленных участниками закупки в адрес заказчика посредством оператора электронной площадки.
Из ответа, представленного ЗАО "Сбербанк-АСТ" на указанный запрос, следует, что 11.05.2018 г. в участником закупки ООО "СахаТрансСтрой" был направлен запрос разъяснений положений аукционной документации следующего содержания: "Просим сообщить нам информацию по следующим вопросам: 1. Спецификацию и марку оборудования на трех объектах. 2. Необходим ли демонтаж ранее установленных узлов учета".
Разъяснения положений аукционной документации на указанный запрос заказчиком не представлены, в ЕИС не опубликованы.
Выше отмечено, что из материалов дела следует, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой (изв. N 0116300005218000059) установлено 08 часов 00 минут 17.05.2018 г.
Материалами дела установлено, что в пункте 15 "дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе" указано, что соответствующие разъяснения предоставляются в период с 08 мая 2018 года по 14 мая 2018 года.
Следовательно, учитывая положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, установленные сроки окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с которыми заказчику надлежало представить разъяснения на соответствующие запросы, поступившие в срок до 14.05.2018 г., заказчик, не представивший разъяснений на запрос участника закупки ООО "СахаТрансСтрой" признается нарушившим часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом об указании в описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что предметом закупки является выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой энергии.
В подпункте 2.2.1 подраздела 2.2 "Электронный аукцион на выполнение работ, оказание услуг" раздела 1 "Общие условия" части 1.1 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе" указано следующее: "Если документация об электронном аукционе не содержит таблицу "Требования к товару" участник закупки в первой части заявки дает согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ)".
Из материалов дела следует, что в составе аукционной документации таблица "Требования к товару" отсутствует".
Следовательно, участникам рассматриваемой закупке в первых частях заявок на участие в электронном аукционе достаточно представить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что в части 2 аукционной документации приведено Техническое задание на устройство узлов учета тепловой энергии в образовательных учреждениях Олекминского района РС (Я) и объектах муниципальной собственности МР "Олекминский район" РС(Я), содержащее общие условия выполнения работ.
При этом из письменных пояснений заказчика следует, что у АМР "Олекминский район" РС(Я) приборы учета расхода тепловой энергии отсутствуют, приобрести и установить их должен исполнитель по контракту, на право заключения которого проводится закупка.
Между тем, в аукционной документации отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие определить соответствие устанавливаемых исполнителем по контракту приборов учета тепловой энергии, установленным заказчиком требованиям.
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СахаТрансСтрой" на действия заказчика АМР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке приборов учета расхода тепловой (изв. N 0116300005218000059) не подлежащей рассмотрению.
2. Признать заказчика АМР "Олекминский район" РС(Я) нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМР "Олекминский район" РС(Я), аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 мая 2018 г. N 06-502/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018