Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью строительно-коммерческая фирма "ГОРСТРОЙ" (далее также - ООО СКФ "ГОРСТРОЙ", заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор "Лена" заказчик): не явились, представлены письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
рассмотрев жалобу ООО СКФ "ГОСТРОЙ" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 773+645 - км 783+000, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100007218000063), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО СКФ "ГОРСТРОЙ".
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя приведены следующие доводы.
1. В нарушение Закона о контрактной системе в пунктах 8, 11, 13 Приложения N 4 к документации об открытом аукционе в электронной форме (Информация о заполнении сведений о конкретных показателях используемого товара) установлены требования к стране происхождения (Российская Федерация) товара используемого при выполнении работ, при этом указанные товары производятся в других странах.
2. Заказчик установил дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта работы, при этом, участник электронного аукциона должен представить в подтверждение наличия опыта работ договоры на выполненные работы, относящиеся группе строительных работ: код ОКПД2 24.11 Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, что нарушает положение Закона о контрактной системе
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заказчик не согласен.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 28.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 623 294 416,00 руб.;
4) на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 2 участников закупки;
7) вторая часть заявки единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления к товарам/материалам применяемым в работе страны происхождения, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной систем заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Таким образом, заказчик самостоятельно формирует объект закупки и устанавливает в документации показатели и характеристики товара при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. В частности, установленным требованиям не должен соответствовать исключительно конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель).
Материалами дела установлено, что в Приложении N 4 к документации об открытом аукционе в электронной форме (Информация о заполнении сведений о конкретных показателях используемого товара) установлены следующие требования:
8. Грунт эмаль СБЭ-111 Унипол марка Б или эквивалент
|
Требования к товару (материалу) для окраски
1. Должен обеспечивать долговременную защиту от коррозии стальных, бетонных и железобетонных конструкций, эксплуатирующихся в условиях открытой промышленной атмосферы умеренного и холодного климата. 2. Минимальный срок службы двухслойного покрытия толщиной 180 мкм в условиях открытой атмосферы умеренного или холодного климата не менее 25 лет 3. Возможность нанесения при температуре окружающей среды не более -25оС - не менее +35оС и высокой относительной влажности воздуха. 4. Основа - каучуко-смоляная 5. Минимальная массовая доля нелетучих веществ, % не менее 50 6. Адгезия по ГОСТ 15140-78, метод 2, балл, не более 1 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
11. Геотекстиль "Дорнит" или эквивалент |
1. Материал полиэфир, иглопробивной, нетканый 2. Плотность материала г/м2, не менее 600 Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация. |
13. Матрасы "Рено" или эквивалент |
Требования к материалам для изготовления матрасов из металлической сетки: 1. Диаметр проволоки сетки двойного кручения 2,7 мм 2. Проволока должна иметь плотное цинковое покрытие Наименование страны происхождения товара: Российская Федерация |
Также в приложении N 4 к документации об открытом аукционе в электронной форме указано следующее: "Наименование страны происхождения указано в соответствии со ст. 66 Федерального закона 44-ФЗ и носит информативный характер.
Таким образом, указание заказчиком в позициях 8. "Грунт эмаль СБЭ-111 Унипол марка Б или эквивалент", 11. "Геотекстиль "Дорнит" или эквивалент", 13. "Матрасы "Рено" или эквивалент" приложения N 4 наименования страны происхождения "Российская Федерация" не является безусловным и предоставляет возможность участникам закупки предложить для использования при выполнении работ товар, произведенный в иных странах.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО СКФ "ГОРСТРОЙ" не находит подтверждения и признается необоснованным.
2. Довод заявителя в части установления требования к участникам закупки о наличии опыта работ по конкретному виду работ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99.
Согласно извещению N 0316300134417000044 от 20.09.2017 г. предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 773+645 - км 783+000, Республика Саха (Якутия), также начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 676 828, 04 рублей.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Следовательно, при установлении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта работы на выполнение которых заключается контракт, заказчик устанавливает только те группы работ, которые указаны в Постановлении Правительства N 99, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Материалами дела установлено, что в разделе 7 "Требования к участникам закупки" Документации об электронном аукционе установлено следующее требование к участникам электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки установлены дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов (124 658 883,20 рублей) начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Соответствующие строительные работы: объекты строительства, реконструкции или капитального ремонта. Работы относящиеся группе строительных работ: код ОКДП2 42.11. Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей.
Кроме того, аналогичные требования установлены в Извещении о проведении электронного аукциона.
При этом, заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно установил требование о наличии опыта у участников закупки к работам, относящиеся группе строительных работ: код ОКДП2 42.11. Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей.
Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что заказчиком установлены неправомерные требования, в соответствии с которым участнику закупки надлежит подтвердить наличие опыта по выполнению строительных работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, при том, что Постановление Правительства N 99 не содержит положений об установлении заказчиком требований о наличии опыта выполнения конкретных работ.
Таким образом, заказчиком нарушено положение части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено выше, предметом данной закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги А - 360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 773+645 - км 783+000, Республика Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В разделе 7 "Требования к участникам закупки" Документации об электронном аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "к участнику размещения заказа устанавливаются следующие обязательные требования: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
а) участник должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,
б) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
в) совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
г) во второй части заявки участник должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N 56 от 16.02.2017. такая выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об электронном аукционе".
Между тем, ни Закон о контрактной системе, ни ГрК РФ не содержит положений, в соответствии с которыми срок действия выписки из реестра членов СРО обусловлен и зависит от сроков подачи заявок на участие в закупке, установленных заказчиком.
В связи с изложенным, действия заказчика по установлению требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе выписок из реестра членов СРО со сроком действия до даты окончания подачи заявок на участие в закупке нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО СКФ "ГОРСТРОЙ" частично обоснованной: довод в части установления требования к участникам закупки о наличии опыта по конкретному виду работ.
3. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 2 статьи 31 , пункта 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии, заказчику Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 мая 2018 г. N 06-458/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018