Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Приозерский муниципальный район(далее - Заказчик):,
ООО "Строительное управление N 60" (далее - Заявитель):,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4309 от 16.05.2018 г.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта навыполнение работ по капитальному ремонту здания МОУ "Шумиловская СОШ" по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Саперное, ул. Школьная, д.28(далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация в редакции N 4размещены 04.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта67 437 730,00 рублей.
Источник финансирования -Бюджет Муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, полагая, что она не соответствует Закону о контрактной системе.
Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе, файл с которой размещен на официальном сайте.
ПредставителиЗаказчикавозражали против доводов Заявителя и просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы и заслушав доводы представителей сторон,Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из части 2 рассматриваемой статьи определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 рассматриваемой статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Иными словами, объект закупки должен быть описан в аукционной документации таким образом, чтобы представить возможность максимальному числу участников участвовать в закупке, за исключением случаев, когда участие ограничено законом, при этом описание объекта закупки должно отражать истинные потребности заказчика. Несоблюдение одного из этих условий приводит к необъективному описанию, что не позволяет установить потребности Заказчика.
Перечень товаров их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики указаны в приложении N 2 к техническому заданиюаукционной документации.
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований статьи 8, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве подтверждения своей позиции в жалобе указано, что в приложении N 2 к техническому заданию установлены требования к 313 товарам. В их числе заказчиком, установлены требования к электродам 3 раза, к гвоздям7раз, кболтам и шурупам по 2 раза, к брускам 3 раза, к прокладке 5 раз, к проволоке 4 раза. При этом указанные товары отсутствуют в проектной документации (приложение к техническому заданию), являющейся неотъемлемой частью аукционной документации.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что перечень потребностей в товарах, отраженных в приложении N 2 к техническому заданию, сформирован, в том числе, с использованием локальных смет и единичных расценок, составленных на основе Государственных элементных сметных норм (ГЭСН).
Комиссией установлено, что согласно техническому заданиюработы, соответствующие предмету аукциона в электронной форме, должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, (приложение N1 к техническому заданию), проектной документацией (приложение к техническому заданию), определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, обеспечив их надлежащее качество.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса российской Федерации лицо обязано осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Комиссия установила, что в сметной документации, проектной документации отсутствуют в качестве основных (ценообразующих) материалов такие товары как электроды, гвозди, болты, шурупы, бруски, прокладки, проволока, которые по своему влиянию относятся к группе вспомогательных (прочих) материалов.
Вспомогательные материалы - это материалы, которые необходимы для процесса производства, но которые не входят в вещественной форме в конечный продукт. Как правило, вспомогательные материалы необходимы для обеспечения технологического процесса производства. Их влияние на конечный результат ничтожно мало.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что основанием для установления требований к спорным товарам послужили сведения, содержащиеся только в единичных расценках и ГЭСН.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Методика) действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.
В силу пункта 2.2 Методики под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения.
Согласно пункту 2.5 Методики ГЭСН предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.
Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.
В соответствии с пунктом 2.6 Методики при составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников, при этом в каждой позиции локального сметного расчета (сметы) указывается шифр нормы, состоящий из номера сборника (два знака), номера раздела (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один - два знака). Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.д.), приведенные со словом "до", следует понимать включительно, а со словом "от" - исключая указанную величину, т.е. свыше.
Локальные сметы составлены на основании территориальных единичных расценок (ТЕР).
ТЕР - это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации.
Иными словами, основанием для включения сведений о товарах в ТЕР и ГЭСН является необходимость определения прямых затрат (как основных так и вспомогательных) в составе сметной стоимости. При этом указание в ТЕР и ГЭСН вспомогательных (прочих) товаров с конкретными характеристиками не отражает необходимость использования именно этих товаров, а только свидетельствует о необходимости определения их стоимости для учета ее при расчете всей стоимости работ.
При таких обстоятельствах, подобное описание объекта закупки не может считаться объективным и отражать истинные потребности Заказчика, поскольку Заказчиком установлены требования к товарам, которые, в соответствии с действующим законодательством, строительная организация вправе не использовать при производстве работ. Кроме того, как уже было установлено выше, в смете содержатся товары и материалы для обоснования сметной цены строительства и, следовательно, материалы, указанные в сметах могут быть заменены при производстве работ на иные, соответствующие проектным решениям и технологии выполнения работ. Проект же документ, которого обязан придерживаться Подрядчик.
Из всего изложенного выше следует, что в документации о закупке присутствуют неопределенности и противоречия. Данные обстоятельства не только не позволяют заполнить заявку, таким образом, чтобы соответствовать одновременно и требованиям документации и требованиям действующего законодательства, но и влекут за собой определенные неблагоприятные последствия как для участников в целом, так и для Подрядчика по контракту, а также и для населения. Поскольку предметом закупки является ремонт социально-значимого объекта, отклонение от параметров проектной документации при производстве работ недопустимо,в связи с чем самовольная замена Заказчиком товаров или материалов может привести к неблагоприятным последствиям.
Таким образом, довод жалобы Заявителя подтверждается материалами дела.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, направленный 08.05.2018, Заказчик ответил только 16.05.2018, разместив соответствующее разъяснение на официальном сайте, что превышает регламентированный законом двухдневный срок.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик, разместив на официальном сайтеразъяснение положений аукционной документации, фактически изменил ее суть.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, в материалах дела не содержится.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 22 статьи 99,частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительное управление N 60" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статьи 8, части 2 статьи 33, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений путем, отмены протоколов, составленных в ходе закупки, и внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Заказчик:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
188760, Ленинградская обл, Приозерский р-н, Приозерск г, УЛ ЛЕНИНА, 10
тел.: (81379) 36973
e-mail: adm@priozersk.ru
Заявитель:
ООО "Строительное управление N 60"
Ул. Шпалерная, д. 54, литера В, пом. 21Б, Санкт-Петербург, 191015
тел.: (81379) 36993
e-mail: info@su60.ru
Оператор электронной площадки:
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
тел./факс: (495) 7872998
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
извещение N 0145300015918000091
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 601-03-4309-РЗ/18
22 мая 2018 годаСанкт-Петербург
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
контроля закупок, члена Комиссии,
на основании решения Комиссии по делу N 601-03-4309-РЗ/18, руководствуясь ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 22.03.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику Администрации Приозерский муниципальный район, аукционной комиссии в срок до 01.07.2018 устранить нарушение статьи 8, части 2 статьи 33, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, а именно:
1. Отменитьпротоколы, составленные в ходе закупки;
2. Привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения от 22.05.2018 по делу 601-03-4309-РЗ/18путем внесения изменений в документацию;
3. разместить соответствующую документацию в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
4. назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников, дату и время проведения аукциона в электронной форме, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников, дате и времени проведения аукциона в электронной форме.
Электронной площадке предоставить возможность осуществления Заказчиком действий, направленных на исполнение настоящего предписания.
Заказчику,Уполномоченному органу в срок до 01.07.2018 представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по факсу (812) 2743070 и дополнительно посредством почтовой связи.
Ленинградское УФАС России напоминает, что статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 мая 2018 г. N Р/03/589
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018