Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей:
ФГБУ ГНЦ ФМБЦ ИМ. А.И. БУРНАЗЯНА ФМБА РОССИИ: Водяновой В.Г., Рябцевой И.А.,
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ": Долговой М.В.,
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ГНЦ ФМБЦ ИМ. А.И. БУРНАЗЯНА ФМБА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку лекарственного препарата (МНН Йопромид) (Закупка N0373100086918000068) (далее - Аукцион)в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.05.2018 NТФ/22672/18 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок, а именно, в части установления к поставляемым товарам требований, которые влекут ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации Заказчиком установлены требования к МНН "Йопромид": Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.
На основании доводов жалобы Заявителя совокупности указанных в аукционной документации характеристик соответствует лекарственный препарат единственного производителя ТН "Ультравист" производителя Байер, Германия.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о периоде выведения препарата через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы является терапевтической характеристикой и связана с тем, что исследования на компьютерной томографии проводятся неоднократно для определения динамики процесса на фоне проводимого лечения, что повышает вероятность развития аллергических реакций у пациентов.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что требование "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы" - является показателем фармакокинетики лекарственного препарата. Таким образом, Заказчиком нарушены нормы пп. "з" и пп. "и" п.5. постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.к. при описании объекта закупки не допускается указывать: - "требования к показателям фармакодинамики и фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата); - "иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата".
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что, например, лекарственный препарата ТН "Ультравист", согласно инструкции по применению лекарственного препарата содержит указание, что препарат практически полностью экскретируется за 24 часа. Вместе с тем, указанная инструкция не содержит точное указание на сколько данное значение отличается от значения параметра выведения препарата через 12 часов. Таким образом, указанное требование не отражает достоверность показателя для оценки интервала времени выполнения повторного исследования.
На основании вышеуказанного Комиссия Управление приходит к выводу, что требование к параметру "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы" установлено в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также в своей жалобе указывает, что требование "Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом" ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку в аукционной документации не расшифровано понятие "отсутствие ограничений", данное понятие следует соотносить с термином "противопоказания", соответствующий раздел в обязательном порядке содержится в инструкциях по применению лекарственных препаратов, в том числе с МНН "Йопромид".
Указание на применение лакарественного препарата для данных категорий пациентов содержится в разделе "С осторожностью" инструкции по применению лекарственного препарата с ТН "Йопромид". Таким образом, данный лекарственный препарат может применяться у указанных групп пациентов, но с осторожностью.
Кроме того, в разделе "С осторожностью" лекарственного препарата ТН "Ультравист" содержится указание на применение при наличии миастении gravis и сахарного диабета.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что сахарный диабет и миастения gravis являются аутоиммунными заболеваниями человека.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указание в инструкции по применению лекарственных препаратов
"С осторожностью" не эквивалентно значению "противопоказания" и допускается применять лекарственный препарат для указанных групп пациентов с осторожностью.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия ФГБУ ГНЦ ФМБЦ ИМ. А.И. БУРНАЗЯНА ФМБА РОССИИ обоснованной в части установления неправомерных требований по параметру "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии: К.А. Сафиуллина
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А.(495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 мая 2018 г. N 2-57-6129/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018