На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ДМ Групп Консалтинг" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), при проведении ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства", Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г., автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1034+830 - км 1384+630, Астраханская область (номер извещения - 0318100043418000074) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены в документации об Аукционе излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, из положений которой участнику закупки не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей, диапазонов значений и значений, которые не могут изменяться, установленных в техническом задании документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 819 571 779 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что вторая часть заявки только одного участника Аукциона соответствует требования документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе (так, например, пункты 1-3, 22-24), Заказчиком установлены значения показателей, которые не могут изменяться и в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные неизменные значения в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования технического задания документации об Аукционе, в отношении которых участнику закупки в соответствии с Инструкцией необходимо в составе заявки на участие в Аукционе представить неизменные значения показателей, указанных в техническом задании документации об Аукционе, не носят избыточный характер, поскольку не предполагают проведения испытаний определенной партии соответствующих товаров.
Вместе с тем, согласно Инструкции, по ряду показателей технического задания документации об Аукционе (так, например, пункты 4-21, 81-88), Заказчиком установлены требования в отношении конкретных минимальных и максимальных значений показателей, в отношении которых участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить соответствующие конкретные значения.
На заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по позиции "Разметочный материал (термопластик): "Содержание дефектных микростеклошариков и инородных частиц не более 3%", "Отвердевшие термопластики стойкие к статическому воздействию воды при температуре (20_2)°С не менее 72 часов"; "Отвердевшие термопластики стойкие к статическому воздействию 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20_2)°С не менее 73 часов"; по позиции "Мелкозернистый асфальтобетон типа Б марки I": "Содержание глинистых частиц в песке не более 0,5 % по массе", "Предел прочности при сжатии при температуре 20°С не менее 2,5 Мпа"; по позиции "Плотный мелкозернистый асфальтобетон типа А марки I": "Предел прочности при сжатии при температуре 20°С не менее 2,5 Мпа", "Водостойкость при длительном водонасыщении более 0,85 %", "Водостойкость более 0,9 %".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, из положений которой участнику закупки не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей, диапазонов значений и значений, которые не могут изменяться, установленных в техническом задании документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, исходя из положений Инструкции, участнику закупки не представляется возможным определить, требуется ли по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе указать конкретное значение показателя или представить в составе заявки на участие в Аукционе неизменное значение показателя (так, например, по позиции N 4 технического задания документации об Аукционе).
Согласно Инструкции, по показателям, указанным в пункте N 1 Инструкции, в том числе, по позиции N 4, указанной в обращении Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены минимальные или максимальные значения показателей.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что по показателям, указанным в пункте N 1 Инструкции, участнику закупки необходимо представить конкретные числовые значения соответствующих показателей, для которых установлены минимальные или максимальные значения, так, например, по позиции N 4 технического задания документации об Аукционе участнику закупки необходимо представить конкретное значение в отношении коэффициента яркости дорожной разметки в сухом состоянии.
По мнению Заявителя, Инструкция содержит разночтения в отношении указания сведений, предусмотренных пунктом N 2 Инструкции, поскольку Инструкция по данному пункту, по мнению Заявителя, позволяет как указать неизменное значение показателя, предусмотренного техническим задание документации об Аукционе, так и представить конкретное значение соответствующего показателя.
Пунктом N 2 Инструкции установлен перечень показателей, значения которых не могут изменяться и для которых указаны варианты значений, удовлетворяющие требованиям Заказчика (так, например, позиция N 60 технического задания документации об Аукционе).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом N 2 Инструкции, участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, конкретное значение показателей, которые не могут изменяться по сравнению с соответствующими пунктами технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, подпунктом N 2 Инструкции установлен перечень исключений из пункта N 2 Инструкции, в соответствии с которым, участнику закупки, в том числе, по позиции N 60 технического задания документации об Аукционе необходимо представить конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений, при этом варианты значений не могут изменяться (так, например требование технического задания "Сорт I или II", означают, что участнику закупки необходимо выбрать одно конкретное значение из вышеперечисленных).
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые по положениям Инструкции, указанным в обращении Заявителя не отклонялись Аукционной комиссией, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращении доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
В рамках внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.05.2018 N 0318100043418000074-1 участнику закупки с порядковым номером заявки N 2 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Участником закупки по пунктам N 213 и N 214 технического задания документации об Аукционе указаны значения показателей материалов, которые не применяются в дорожно-климатической зоне, в которой расположен объект, на котором оказываются услуги в рамках исполнения контракта; участником закупки по пункту N 317 технического задания документации об Аукционе указано конкретное значение в отношении водонепроницаемости гидроизоляционных мастик при давлении не менее 0,03 Мпа, при этом не указаны сведения в отношении водонепроницаемости материалов.
Пунктом N 213 технического задания документации об Аукционе к товару "Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-15", установлены, в том числе, следующие требования: "Остаточная пористость от 1,5 до 4,5 %", "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей от 1 до 4 %", а также установлено требование о соответствии вышеуказанного товара
ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку участника закупки с порядковым номером заявки N 2, согласно которой по вышеуказанным товарам участником указано: "Остаточная пористость от 1,5 до 4,5", "Водонасыщение образцов, отформованных из смесей от 1 до 4 %", а также указано, что вышеуказанные товары соответствуют ГОСТ 31015-2002.
Согласно Инструкции, по позициям N 212-214 технического задания документации об Аукционе, участник закупки указывает конкретные минимальные и максимальные числовые значения, находящиеся в границах установленных требований к минимальному значению и максимальному значению.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в заявке участника закупки с номером заявки N 2 предложены товары с показателями, которые не применяются в дорожно-климатической зоне Заказчика, а именно V дорожной зоне.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам с N 213 и N 214 являются избыточными, поскольку могут определяться по результатам испытаний определенной партии товаров, при этом требование о применении соответствующих товаров в определенной дорожно-климатической зоне, в том числе V дорожной зоне, в документации об Аукционе не установлено.
Кроме того, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу какие сведения, представленные в заявке участника закупки с номером заявки N 2, являются недостоверными и/или не соответствуют требованиям документации об Аукционе, поскольку сведения по пунктам N 213 и N 214 представлены участником закупки с номером заявки N 2 не в противоречии с требованиями Инструкции и технического задания документации об Аукционе.
Пунктом N 317 технического задания документации об Аукционе к товару "Мастика" установлены, в том числе, следующие требования: "Водонепроницаемость гидроизоляционных мастик при испытании при давлении не менее 0,03 Мпа (0,3 кгс/см2)" не менее 10 минут, "Должны быть водонепроницаемыми".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку участника закупки с порядковым номером заявки N 2, согласно которой, вышеуказанным участником по пункту N 317 указано: "Водонепроницаемость гидроизоляционных мастик при испытании при давлении не менее 0,03 Мпа (0,3 кгс/см2) - 10 минут", при этом участником не указаны сведения, являются ли указанные материалы водонепроницаемыми.
Согласно Инструкции, участнику закупки по пункту N 317 участнику закупки необходимо представить конкретные числовые значения показателей, для которых установлены минимальные или максимальные значения, при этом, по мнению Комиссии, исходя из положений Инструкции участнику закупки не представляется возможным определить, каким образом необходимо в составе заявки на участие в Аукционе указывать значения показателей товаров в случае, если к одному товару установлены одновременно требования о предоставлении как конкретного значения показателя, так и показателя, который должен быть представлен в неизменном виде, в том числе по пункту N 317 технического задания документации об Аукционе по товару "Мастика".
Кроме того, по мнению Комиссии, указание участниками закупки сведений в отношении водонепроницаемости гидроизоляционных мастик при испытании при давлении подразумевает, что соответствующие материалы, предложенные участником закупки, являются водонепроницаемыми.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая участникам закупки однозначно определить порядок предоставления необходимых сведений в составе заявки на участие в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе участнику закупки с порядковым номером заявки N 2 в допуске к участию в Аукционе, не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено, что по аналогичным основаниям Аукционной комиссией отказано в допуске к участию Аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы
дела от 31.05.2018 N 18/44/99/271 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2018 г. N 18/44/99/271
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018