Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Сучков О.Н. - председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, и.о. заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок,
Предтеченская Е.Н. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
в присутствии представителя Заказчика - Ветрова О.Н. (по доверенности). Представители Заявителя на рассмотрение не явились.
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона - Планово-предупредительные работы на искусственных дорожных сооружениях на участке км 77+666 - км 344+794 автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, Костромская область (извещение N 0330100010518000071), в котором Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-АРХАНГЕЛЬСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (далее - Заказчик)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФКУ "Упрдор "Холмогоры" при проведении вышеуказанной закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Заказчик неправомерно установил соответствие работ и товаров при их выполнении недействующим стандартам:
Приложение N 4 к государственному контракту
2. Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе "Таблица 1. Требования Заказчика к товарам, используемым при оказании услуг" установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничению возможности предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
3. Раздел 8. СДАЧА И ПРИЕМКА РАБОТ проекта контракта Заказчика не содержит информацию о сроке приемки выполненных работ на законченном работами Объекте.
Заявитель просил аннулировать результаты проведения электронного аукциона. приостановить подписание контракта в связи с вышеуказанными нарушениями Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.
Заказчик 15.05.2018 разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0330100010518000071 о проведении электронного аукциона на планово-предупредительные работы на искусственных дорожных сооружениях на участке км 77+666 - км 344+794 автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, Костромская область.
Дата окончания срока подачи заявок: 31.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта 82 852 942,00 рублей.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик может использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в приложении N 4 к аукционной документации были указаны недействующие ГОСТ 26134-84 (заменен на ГОСТ 26134-2016 с 01.07.2017), ГОСТ 25584-90 (заменен на ГОСТ 25584-2016 с 01.05.2017), ГОСТ 23740-79 (заменен на ГОСТ 23740-2016 с 01.07.2017), ГОСТ 20054-82 (заменен на ГОСТ 20054-2016 с 01.07.2017), ГОСТ 24547-81 (заменен на ГОСТ 24547-2016 с 01.07.2017), ГОСТ 12.0.003-74 (заменен на ГОСТ 12.0.003-2015 с 01.03.2017). Дата введения в действие ГОСТ 34028-2016, заменяющего ГОСТ 5781-82, была перенесена на 1 января 2019 года Приказом Росстандарта от 26.12.2017 N 2100-ст, в связи с чем Заказчиком в документации обоснованно указан ГОСТ 5781-82.
Таким образом, довод Заявителя частично обоснован.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, приведенные Заказчиком показатели товара и их значения в Инструкции (приложение N 2 к аукционной документации) указаны не только в Стандартах, но и в документах на товары (сертификатах, паспортах на товары и т.п.).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к документации о закупке. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Таблице N 1 Приложения N 2 к документации о закупке, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 5.1. проекта контракта, календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 5.2 проекта контракта сроки выполнения работ:
начало выполнения: с момента (даты) заключения контракта
окончание работ: не позднее 12 октября 2018 года.
Порядок и сроки приемки законченных планово-предупредительных работ на Объекте указаны в пунктах 8.4-8.7 проекта контракта.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в проекте контракта информации о сроке приемки выполненных работ необоснован.
Комиссия в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках провела внеплановую проверку.
Комиссией установлено, что указание в документации о закупке недействующих ГОСТ не повлекло нарушения прав и законных интересов участников закупки, так как действующие стандарты заменяют указанные ГОСТ и включают технические характеристики, содержащиеся в недействующих ГОСТ. Заявителем не представлено доказательств того, что указание недействующих ГОСТ привело к использованию Заказчиком нестандартных показателей.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
О.Н. Сучков
Ю.Р. Васянович |
Е.Н. Предтеченская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 5 июня 2018 г. N 04-11/110-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018