Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_______> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") от 29.05.2018 (вх. N 1859-э от 29.05.2018) на действия заказчика - муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Дорожное хозяйство" (далее - МКП "Дорожное хозяйство") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц на территории МО ГО "Сыктывкар", извещение N 0507600000818000060 (далее - жалоба, электронный аукцион, закупка),
при участии: <_______> - представителя МКП "Дорожное хозяйство" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
1. Жалоба ООО "Перспектива" от 29.05.2018 (вх. N 1859-э от 29.05.2018) на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, установленный 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания подачи заявка на участие в электронном аукционе - 31.05.2018 10:00).
ООО "Перспектива", МКП "Дорожное хозяйство", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Перспектива", ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы, по существу.
Заявителем обжаловано действие заказчика в части установления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе значений размеров штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, по мнению заявителя, без учета требований, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
МКП "Дорожное хозяйство" на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя МКП "Дорожное хозяйство", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось МКП "Дорожное хозяйство".
Наименование объекта закупки - Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц на территории МО ГО "Сыктывкар".
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 597 334.50 рублей.
Источник финансирования закупки - бюджет МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0507600000818000060, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 15.05.2018.
2. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Таким образом, пункт 4 Правил применим к закупкам, осуществляемым заказчиками, в которых устанавливаются ограничения к участникам закупки о об участии в таких торгах только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержит следующие положения, в том числе:
"7.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)".
Комиссия Коми УФАС России, проанализировав проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установленный заказчиком в п.7.5. проекта договора порядок применения штрафных санкций к поставщику установлен с учетом пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть в случае осуществления закупки среди СМП и СОНО.
Вместе с тем, исследовав аукционную документацию заказчика, уточнив данный вопрос у представителя МКП "Дорожное хозяйство", установлено, что ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в качестве требования к участникам в аукционной документации не устанавливалось.
Таким образом - заказчиком МКП "Дорожное хозяйство" в проекте договора неверно применен пункт Правил, устанавливающих значение размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных договором к СМП и СОНО в случае, когда указанию подлежит п.3 Правил, устанавливающий общий порядок исчисления штрафов для различных видов закупок, что в свою очередь противоречит части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил.
Комиссия Коми УФАС России считает, что заказчику следовало при установлении в проекте договора значений штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом руководствоваться пунктом 3 Правил.
Однако с учетом стадии закупки (признание электронного аукциона несостоявшимся), направления проекта контракта на подписание победителю аукциона (единственному участнику), отсутствия негативных последствий для заявителя, который не принял участие в закупке и не представил доказательств невозможности принятия такого участия, а также социальной значимости объекта закупки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия считает возможным не выдавать.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Перспектива" признать обоснованной.
2. Признать действие заказчика - МКП "Дорожное хозяйство", выразившееся в неверном установлении в проекте договора, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе значений размеров штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, противоречащим части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов настоящей жалобы для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица заказчика к административной ответственности.
<_______>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 5 июня 2018 г. N 04-02/3947
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018