Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ПИАФ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13799/18 от 29.05.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи отдельных категорий, указанных в статье 34 Закона Санкт-Петербурга N728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", и их оздоровления, в стационарных организациях отдыха, располагающихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период летних каникул 2017-2018 учебного года (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002818000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 359 750,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к Постановлению.
В соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Постановлению при осуществлении закупки на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, а также документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п.п. 4.3.1, 7.5 Части II документации о закупке Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки и требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, на основании п. 9 Приложения N 2 к Постановлению.
В соответствии с ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 25.05.2018 NППО1 конкурсная заявка Заявителя признана несоответствующей по следующим основаниям: "Участник не соответствует единым и (или) дополнительным требованиям Отсутствует копия (копии) ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, а также документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней)".
Протокол предквалификационного отбора от 25.05.2018 NППО1 в качестве обоснования принятого решения содержит указание на отсутствие в конкурсной заявке документов, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным в документации о закупке.
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что Заявителем представлен контракт N 0372200000717000019-0165915-01 от 14.07.2017 (цена контракта - 630 000,00 рублей), договор N 3 от 10.03.2017 (цена договора - 2 883 552,00 рублей), контракт N 6 от 29.07.2016 (цена контракта - 491400 рублей).
Вместе с тем, протокол предквалификационного отбора не содержит обоснование, включающее в себя выводы конкурсной комиссии Заказчика, подтверждающие несоответствие представленных Заявителем документов требованиям документации о закупке и законодательства о контрактной системе. Указание на отсутствие таких документов в составе заявке противоречит содержанию конкурсной заявки Заявителя.
В соответствии с ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие в протоколе предквалификационного отбора надлежащего обоснования признания конкурсной заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке и законодательства о контрактной системе не позволяет определить фактические обстоятельства, послужившие основанием для признания заявки несоответствующей, а также не позволяет обжаловать принятое конкурсной комиссией Заказчика решение, исходя из таких фактических обстоятельств.
В действиях конкурсной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе в части отсутствия в протоколе предквалификационного отбора надлежащего обоснования принятого решения о признании конкурсной заявки Заявителя несоответствующей.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное признание конкурсной заявки участника закупки ООО "АСГАРД" соответствующей требованиям документации о закупке в связи с отсутствием у данного участника опыта оказания услуг в соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Постановлению.
Анализ конкурсной заявки ООО "АСГАРД" показал, что участником закупки в составе конкурсной заявки представлены документы на основании п. 9 Приложения N 2 к Постановлению.
Согласно доводам Заявителя участник закупки ООО "АСГАРД" не имеет собственной материально-технической базы для исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно Приложению N 2 к Части II документации о закупке "Форма "Конкурсное предложение" для участия в конкурсе" Заказчиком установлено: "Для подтверждения сведений участник закупки прикладывает копии договоров на охрану, актов проверки КТС, актов проверки работоспособности системы видеонаблюдения, договоров на обслуживание системы КТС, договоров на обслуживание системы видеонаблюдения и др. Для подтверждения сведений участник закупки прикладывает копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и земельный участок организации отдыха (свидетельства о праве собственности, праве оперативного управления, праве хозяйственного ведения, договора аренды и др.).".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не установлено требование о наличии у участника закупки материально-технических ресурсов на праве собственности.
Предметом закупки является оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.п. 3.1, 5.1 ГОСТ Р 50690-2017 "Туристские услуги. Общие требования" туристские услуги: услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий. Туристская деятельность представляет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что осуществление деятельности по организации отдыха может осуществляться непосредственно организацией, оказывающей такие услуги, либо через организации, направленные на осуществление туристской деятельности.
При этом отсутствие в документации о закупке требования о наличии материально-технических ресурсов непосредственно у участника, необходимых для оказания услуг, в отношении которых участником закупки осуществляется организация, направлено на расширение круга участников закупки.
На основании изложенного, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем повторного формирования протокола предквалификационного отбора.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПИАФ" частично обоснованной в части доводов о формировании протокола предквалификационного отбора не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2018 г. N 44-2844/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018