Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "Ю-Строй" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14029-ЭП/18 от 30.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации и монтажу систем безопасности на объектах ГУП "ТЭК СПб" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0672200000218000158. Начальная (максимальная) цена контракта - 269 931 806,05 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 3 раздела VII Приложений NN 1.1-1.3 к контракту Заказчиком установлено: "В связи с тем, что сведения, указанные в Рабочей документации, содержат информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 458 от 5 мая 2012 года, ознакомиться с Рабочей документацией можно на территории Заказчика по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская 12, лит. А., после заключения соглашения о конфиденциальности.".
Согласно Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4305, "Российская газета", N 152, 13.07.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" членство в СРО должно отвечать следующим требованиям:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) совокупный размер обязательств по договорам, указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на весь срок действия контракта до полного исполнения обязательств по контракту.
В случаях, установленных частями 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, членство в СРО не требуется.".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений документации о закупке предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона о контрактной системе лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, (далее - Положение) настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В соответствии с п. 4 Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании и является частью проектной документации.
В соответствии с п.п. 36, 38 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458, работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией. Применяемые изделия и материалы должны соответствовать проектной документации, национальным стандартам, иметь соответствующие сертификаты (в том числе на продукцию, подлежащую обязательной сертификации), технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и применимость для данных условий эксплуатации.
Согласно доводам Заказчика проектная документация не опубликована в составе документации о закупке на основании Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ и Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.2011 N 256-ФЗ.
Вместе с тем, закупка осуществляется Заказчиком путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 указано: "Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.".
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Заказчиком при осуществлении закупки путем аукциона в электронной форме в составе документации о закупке проектно-сметная документация не опубликована.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно положениям документации о закупке ознакомление с проектной документацией осуществляется путем ведения переговоров, что противоречит ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предоставление проектной документации по запросу участника позволяет Заказчику предоставлять проектную документацию в любые сроки по собственному усмотрению, что также противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования документации о закупке не в полном объеме.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На официальном сайте единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 10.05.2018 NРД5, согласно которым предмет запроса включает в себя, в том числе следующий вопрос: "Очень неоднозначные трактовки требований в инструкции.
- "В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символов "многоточие" - участнику закупки необходимо представить в заявке точное значение."
- "В случае если значение показателя указано через символ "_", то участнику закупки необходимо представить в заявке конкретное значение показателя, минимальное значение которого включает крайнее значение показателя, максимальное значение которого включает крайнее значение показателя."
Одно противоречит другому.
Во втором случае по смыслу речь идет о диапазоне, так как присутствуют словосочетания "минимальное значение" и "максимальное значение" и указать необходимо минимальное и максимальное значение вместе в виде диапазона.
В документации очень много значений показателей установлены через многоточие, каким образом нужно определять, где идет речь о диапазоне, а где об одном конкретном значении?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке: "В документацию будут внесены изменения".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 3 к Информационной карте аукциона.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что указанные в запросе положения инструкции после внесения изменений в документацию о закупке оставлены без изменений.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Однако, Комиссия УФАС считает, что предоставление формального ответа, не соответствующего тексту запроса, либо не содержащего разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, противоречит сути нормы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Указание в разъяснениях положений документации о закупке информации о том, что в документацию о закупке будут внесены изменения и опубликование положений документации о закупке без изменений в указанной в запросе части, противоречит ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, так как разъяснения не содержат ответ в отношении поступившего запроса, и ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком не внесены изменения по положениям запроса, в отношении которых указано, что такие изменения будут внесены.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 25.05.2018 NРД7, согласно которым предмет запроса включает в себя вопрос, указанный в разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 10.05.2018 NРД5.
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке: "При заполнении показателей, значение которых указано через символ "_", участнику закупки необходимо представить в заявке конкретное значение показателя, минимальное значение которого включает крайнее значение показателя, максимальное значение которого включает крайнее значение показателя.
Указание в инструкции параметров заполнения показателей с использованием символов "многоточие" указано для случаев использования символов "_.", "_.." и т.д., то есть включающих в себя 4 и более поставленных рядом точек.
В документации о закупке символы с 4 и более точками отсутствуют.".
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показателя показал, что Заказчиком в инструкции не установлено определения понятия "многоточие", согласно которому многоточием являются символы "_.", "_.." и т.д.
Кроме того, разъяснения изменяют семантическое восприятие слова "многоточие", что не позволяет надлежащим образом определить порядок заполнения первой части заявки.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования разъяснений положений документации о закупке, которые дополняют инструкцию по заполнению первой части заявки и изменяют ее суть, а также нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления положений инструкции, которые не позволяют надлежащим образом определить порядок заполнения первой части заявки и содержат противоречивый порядок заполнения.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 28.05.2018 NРД8, согласно которым предмет запроса включает в себя следующий вопрос: "В разделе "Адрес нахождения Объекта: г.Красное село, Кингисепское шоссе,55, лит.И" установлены одинаковые (дублируемые) товары. Для каких целей Вами были три раза продублированы товары с одинаковыми требованиями для адреса г.Красное село, Кингисепское шоссе, 55, лит.И?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке: "В отношении требований к значениям показателей (характеристик) товара предъявляются к следующим адресам:
1. Адрес нахождения Объекта: г. Красное село, Кингисепское шоссе,55 , лит.И позиции в Приложении N4 с 122 по 239.
2. Адрес нахождения Объекта: ул.Предпортовая,2, лит.А позиции в Приложении N4 с 240 по 355.
3. Адрес нахождения Объекта: Пулковское шоссе,89,к.2, лит.А позиции в Приложении N4 с 356 по 466.".
Таким образом, разъяснения положений документации о закупке изменяют суть Приложения N 4 к Информационной карте, которое не содержит указание на установление требований к конкретным показателям товаров для объектов по адресам по п. 2 и п. 3 ответа на запрос.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: ""Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Менее" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;".
Таким образом, согласно инструкции при установлении требований к конкретным показателям товаров с использованием слов "более" и "менее" участник закупки вправе указать в первой части заявки значение показателя, равное установленному Заказчиком.
Положения инструкции изменяют семантическое восприятие и суть слов "более" и "менее".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление нестандартных показателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Информационной карте.
Согласно п. 368 "Очес" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Соответствующая величина расчетного номера не более 11. Сорт (номер очеса) 4 или 6. Стандарт ГОСТ 53486-2009".
В соответствии с п. 5.1.2 ГОСТ Р 53486-2009 "Очес льняной. Технические условия" сорт (номер) очесов стланцовых и моченцовых устанавливается по результатам лабораторных испытаний на основании показателей расчетного номера и других технических требований, приведенных в таблице 1:
Сорт (номер) очеса |
Соответствующая величина расчетного номера |
Допускаемые величины массовой доли костры и сорных примесей, шишковатости |
|||||
|
|
Нормальные допуски |
Предельные допуски |
||||
|
|
|
Шишковатость, балл, не более |
|
Шишковатость, балл, не более |
||
|
|
Массовая доля костры и сорных примесей, %, не более |
для грубого очеса |
для мягкого очеса |
Массовая доля костры и сорных примесей, %, не более |
для грубого очеса |
для мягкого очеса |
4 |
До 5,0 вкл. |
10 |
3,4 |
3,9 |
15 |
4,5 |
5,0 |
6 |
5,1-7,0 |
7 |
3,4 |
3,9 |
12 |
4,5 |
5,0 |
8 |
7,1-9,0 |
5 |
3,4 |
3,9 |
8 |
4,5 |
5,0 |
10 |
9,1-11,0 |
4 |
3,4 |
3,9 |
7 |
4,5 |
5,0 |
12 |
11,1-13,0 |
2 |
2,4 |
2,4 |
5 |
4,5 |
5,0 |
14 |
13,1 и выше |
2 |
2,4 |
2,4 |
5 |
4,5 |
5,0 |
Таким образом, Заказчиком установлено требование к значению показателя соответствующей величины расчетного номера, которое позволяет указать значение показателя, указанное для сорта (номера) очеса 10 и 8, при этом документация о закупке не позволяет участнику закупки предложить товар с сортом 10 или 8.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления нестандартного показателя, который позволяет указать значение показателя не в соответствии с государственным стандартом, требование о соответствии товара которому установлено Заказчиком, а также нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требования к показателям, которые не позволяют надлежащим образом определить потребность Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке, например, по товарам "Краска тип 1", "Очес", "Растворитель" установлены требования к конкретным показателям товара, которые определяются по результатам проведения испытаний товара и не могут быть представлены в первой части заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 4 к Информационной карте документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Информационной карте документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ю-Строй" частично обоснованной в части доводов:
- об опубликовании документации о закупке не в полном объеме;
- об опубликовании разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- об установлении противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
- об установлении нестандартных показателей и показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 59, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 65, ч. 5 ст. 65 ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2018 г. N 44-2859/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018