Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 13512-ЭП/18 от 25.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку строительных материалов (Клиника ВМТ) (извещение номер 0372100003418000257) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100003418000257. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 558 173,12 рублей.
В жалобе ООО "ПромЭнерго" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки победителем электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заявка победителя электронного аукциона содержит ряд сведений, которые носят недостоверный характер, а именно:
- товар по позиции 10 "Минеральная вата";
- товар по позиции 26 "Плинтус каннелюрный";
- товары по позициям 28-31 "Угол для ПВХ плинтуса (внутренний)", "Угол для ПВХ плинтуса (наружный)", "Соединитель для плинтуса ПВХ" и "Заглушка для плинтуса (правая + левая)";
- товары по позициям 45-46 "Дверь внутренняя для медицинских учреждений тип 1" и "Дверь внутренняя для медицинских учреждений тип 2";
- товары по позициям 78-79 "Пресс уголок 16" и "Пресс уголок 20".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372100003418000257/1 от 10.05.2018 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при этом данной нормой не предусмотрены требования о предоставлении участниками сведений о количестве предлагаемых к поставке товаров.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в разделе V "Техническое задание" документации об аукционе.
К товару по позиции 10 "Минеральная вата" Заказчиком установлены требования:
"Размеры: толщина не менее 98 и не более 102 мм, ширина не менее 605 и не более 615 мм, длина не менее 1195 и не более 1280 мм. Количество листов в упаковке - не менее 4 и не более 8 шт, объем материала в упаковке не менее - 0,288м3, площадь материала в упаковке не менее - 2,88м2".
Анализ первой части заявки победителя закупки показал, что по спорной позиции им предложен товар с указанием характеристик:
"Размеры: толщина 100 мм, ширина 610 мм, длина 1200 мм. Имеет достаточную жесткость для установки матов враспор между профилями перегородки и не требует дополнительного крепления. Количество листов в упаковке- 4 шт, объем материала в упаковке - 0,288м3, площадь материала в упаковке - 2,88м2".
Значения показателей соответствуют требованиям Заказчика, однако Заявитель указывает на недостоверность вышеуказанных характеристик, применяя определенные формулы.
При этом из содержания документации об аукционе не следует, что участник закупки в пределах установленных Заказчиком показателей должен производить какие-либо арифметические действия, а также отсутствует изображение либо чертеж требуемого товара. Таким образом, основания полагать, что предложенные участником закупки характеристики являются недостоверными.
2. К товару по позиции 26 "Плинтус каннелюрный" Заказчиком установлены требования "Завершающая кромка представляет собой планку с уголком от 2 до 7 мм, который фиксирует напольное покрытие, либо кромку из двух составляющих:
- планка, которая крепится на стену на нужной высоте,
- фиксирующая кромка, которая фиксирует край, заведенного на стену напольного покрытия".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок целесообразно:
- указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
- определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
- определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
- сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"При предоставлении сведений под конкретными показателями понимаются характеристики товаров, которые будут поставлены. В описании товаров, данном в Техническом задании - часть V настоящей Документации, содержащем требования к товарам, используются следующие виды показателей:
- показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей;
- показатели, значения которых не могут изменяться.
При описании характеристик товаров:
- по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны
минимальные и (или) максимальные значения.
- по второму виду показателей участники указывают конкретное значение. Если в соответствии со свойствами товара характеристика товара описывается конкретным диапазоном, содержащим требования к значению нижней и верхней границы, то участник закупки указывает установленный диапазон, содержащий значения нижней и верхней границы.
Данный вид показателя участник не вправе изменять".
Таким образом, вопреки доводам Заявителя в документации отсутствуют указания об использовании показателей, для которых установлены альтернативные значения, следовательно, необходимость в выборе одной из характеристик - отсутствует.
Победителем закупки по спорной позиции предложен товар с указанием характеристик:
"Завершающая кромка представляет собой планку с уголком от 2 до 7 мм, который фиксирует напольное покрытие, либо кромку из двух составляющих:
- планка, которая крепится на стену на нужной высоте
- фиксирующая кромка, которая фиксирует край, заведенного на стену напольного покрытия".
Данные сведения не противоречат требованиям документации об аукционе, следовательно, участнику закупки не может быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
3. К товару по позиции 28 "Угол для ПВХ плинтуса (внутренний)" Заказчиком установлено требование "Высота не менее 55 мм и не более 60 мм. Должен подходить к плинтусу", к товару по позиции 29 "Угол для ПВХ плинтуса (наружный)" - "Высота не менее 55 мм и не более 60 мм. Должен подходить к плинтусу", к товару по позиции 30 "Соединитель для плинтуса ПВХ" - "Высота не менее 55 мм и не более 60 мм. Должен подходить к плинтусу", а к товару по позиции 31 "Заглушка для плинтуса (правая + левая)" - "Высота должна быть не менее 55 мм и не более 60 мм. Должны подходить к плинтусу".
Победителем закупки по спорным позициям предложены товары с указанием характеристик: "Высота 55 мм. Подходит к плинтусу". Данные характеристики соответствуют требованиям Заказчика, следовательно, участнику закупки не может быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
4. К товару по позиции 45 "Дверь внутренняя для медицинских учреждений тип 1" Заказчиком установлены требования: "Размер полотна должен быть: ширина не менее 918,5 мм и не более 1006,5 мм, высота не менее 1900 мм и не более 2000 мм. Размер блока в сборе: ширина не менее 995 мм и не более 1002,5 мм, высота не менее 1990 мм и не более 2003 мм. Заполнение:
- снизу: на высоту не менее 650 мм и не более 715 мм: сэндвич-панель толщиной не менее 23,5 мм и не более 26 мм;
- сверху: сэндвич-панель толщиной не менее 23,5 мм и не более 26 мм и общей высотой не менее 1180 мм и не более 1320 мм".
К товару по позиции 46 "Дверь внутренняя для медицинских учреждений тип 2" Заказчиком установлены требования: "Размер о полотна должен быть: ширина не менее 618,5 мм и не более 706,5 мм, высота не менее 1900 мм и не более 2000 мм. Размер блока в сборе: ширина не менее 695 мм и не более 802,5 мм, высота не менее 1990 мм и не более 2003 мм. Заполнение:
-снизу, на высоту не менее 640 мм и не более 700 мм: сэндвич-панель толщиной не менее 23,5 мм и не более 26 мм.
-сверху: сэндвич-панель толщиной не менее 23,5 мм и не более 26 мм и общей высотой не менее 1160 мм и не более 1350 мм".
Победителем закупки по спорным позициям предложены товары с указанием характеристик: "Размер полотна: ширина 980 мм, высота 1980 мм. Размер блока в сборе: ширина 1000 мм, высота 2000 мм. Заполнение:
- снизу, на высоту 700 мм: сэндвич-панель толщиной 24 мм.
- сверху: сэндвич-панель толщиной 24 мм и общей высотой 1300 мм" и "Размер полотна: ширина 680 мм, высота 1980 мм. Размер блока в сборе: ширина 700 мм, высота 2000 мм.
Заполнение:
-снизу, на высоту 700 мм: сэндвич-панель толщиной 24 мм.
-сверху: сэндвич-панель толщиной 24 мм и общей высотой 1300 мм" соответственно".
Данные характеристики соответствуют требованиям Заказчика, следовательно, участнику закупки не может быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию.
5. К товарам по позициям 78-79 "Пресс уголок 16" и "Пресс уголок 20" Заказчиком установлено требование: "Масса должна быть 102-105 г".
Победителем закупки по спорным позициям предложены товары с указанием характеристики: "Масса 105 г".
Заявитель указывает, что указание одинаковых значений для различных типов товаров носит недостоверный характер, при этом доводы жалобы о предоставлении участником недостоверных сведений основаны на субъективных суждениях Заявителя и не подтверждаются какими-либо доказательствами. Основания для отказа участнику закупки по данному основанию отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом того, что сведения о товарах соответствуют требованиям Заказчика и доказательства, свидетельствующие о предоставлении Заявителем недостоверных сведений, отсутствуют, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя о неправомерном признании заявки победителя аукциона соответствующей требованиям документации об аукционе (в части сведений о конкретных показателях товаров) не находят своего подтверждения.
6. В качестве обеспечения исполнения государственного контракта победителем аукциона предоставлена банковская гарантия N 089497 от 23.05.2018, выданная ПАО "АКБ "Абсолют Банк".
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Дополнительные требования) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Дополнительные требования), "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий").
Дополнительными требованиями установлено обязательное закрепление в банковской гарантии:
- права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
- права заказчика в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
- права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
- условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.
Таким образом, обязательное наличие адреса электронной почты гаранта не установлено законодательством о контрактной системе. Таким образом, данный довод жалобы также является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 44, 45, 64, 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2018 г. N 44-2857/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018