Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР., (Заказчик) , Уполномоченного органа- Управления КЧР в сфере закупок , в присутствии представителя ООО "ЮМАКС" Полянкина А.А. (Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Комиссии Заказчика , содержащие по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона по предмету: "Расчистка русла реки Эшкакон на территории Карачаево-Черкесской республики номер извещения N 0179200001918000278 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Заказчика при проведении Аукциона. Документация об электронном аукционе утверждена первым заместителем начальника Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР Ляшовой В.И.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки , документацией о закупке, протоколами, составленным при определении поставщика :
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 04.05.2018 г.
2) начальная (максимальная) цена контракта - 32 536 500 .0 копеек;
3) Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе
22.05.2018 г. в 8-00 час.
4) на участие в аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в аукционе допущен 1 участник;
6) дата проведения аукциона - 28.05.2018 г.
7) победителем аукциона признано ООО "Партнер" с предложенной ценой контракта - 32 536 500.0 копеек;
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Заявитель жалуется на необоснованное отклонение первой части своей заявки под номером 6 по позиции "Щебень", "Смесь песчано-гравийная" , указывает , что предложил конкретные показатели требуемого щебня и фракций гравия. Кроме того, указывает, что требования к товарам не были представлены в сметных расчетах и были разбросаны по всей документации. Все вышеперечисленное привело к ограничению конкуренции - к участию в аукционе была допущена заявка единственного участника.
Заказчик не согласился с доводами жалобы и в заседании комиссии подтвердил свою позицию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частями 3,4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно требованию части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования по материалу "Щебень":
6. Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования, предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала |
Материалы и изделия, применяемые на объекте, должны иметь действующие сертификаты соответствия, сертификаты качества, сертификаты пожарной безопасности, технические паспорта, протоколы испытаний и разрешены для использования на территории РФ (в случае, если нормативными актами установлено требование о наличии данных документов на материал или изделие). Оборудование и расходные материалы, необходимые для выполнения комплекса работ, должны быть включены в общую стоимость работ по контракту. При выполнении работ по ремонту и содержанию грунтовых землевозных дорог должен использоваться: - щебень из изверженных или осадочных горных пород фракции от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм с маркой по прочности не менее 400, по истираемости выше И2 по ГОСТ 8267-93 (или щебень из горных пород по ГОСТ 32703-2014 при использовании подрядной организацией продукции по собственной системе контроля качества). Допускается к применению щебень смеси фракций от 5(3) до 20 мм с показателями качества не ниже вышеперечисленных. - песок из отсевов дробления с маркой по прочности не менее 1000 по ГОСТ 31424-2010 или дробленый песок группы "средний" 2 класса по ГОСТ 32730-2014 при использовании подрядной организацией продукции по собственной системе контроля качества) В случае, если материалы не соответствуют требованиям, они отделяются от пригодных, и возвращаются Подрядчику. По всем позициям материалов, в которых имеется указание на товарные знаки, следует считать "или эквивалент". |
7. Приложения |
Приложение N1. Требования к техническим характеристикам материалов, оборудования, предполагаемых к использованию в процессе производства работ, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала |
Приложением 1 техническому заданию также установлены требования к материалам: Щебень из горных пород широкой фракции: от 4 до 8 мм, от 8 до 16 мм по ГОСТ 32703-2014. Марка щебня должна быть выше Л20. Марка по сопротивлению дроблению и износу И1/2 и смеси песчано-гравийной природной. Должна соответствовать ГОС23735-2017. Наибольшая крупность зерен в гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм - не более 70 мм . Смесь должна быть из гравия с маркой дробимости свыше 600.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 24.05.2018 г. поступили заявки от 6 участников . Заявка Заявителя под N 6 отклонена комиссий Заказчика по основанию : "отказать в допуске к участию в электронном аукционе: участнику под номером N 6. (Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).
По номенклатурной позиции товара "щебень" Заказчиком установлено требование "щебень из изверженных или осадочных горных пород фракции от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм". Предложение Участника закупки "щебень из осадочных горных пород фракции 5(3)-10 мм, 15-20 мм". Таким образом, Участником закупки указана фракция щебня, не соответствующая требованиям Заказчика.
По позиции товара Раздела 4 "Техническое задание" документации "Смесь песчано-гравийная природная" Участником закупки неконкретно указан показатель "Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси 10 мм- 70 мм". Требование Заказчика "Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм - не более 70 мм". Пр этом согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации: "Когда значения показателя товара разделены знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение показателя должно быть конкретизировано". Наибольшая крупность зерен гравия в песчано-гравийной смеси определяется по наибольшей крупности зерен гравия самой крупной фракции. Согласно п. 4.3.2 ГОСТ 23735-2014 Зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм. Таким образом, наибольшая крупность зерен может быть равна одному из значений 10 мм, 20 мм, 40 мм, 70 мм, в зависимости от выбранной фракции. При подаче заявки Участник закупки имеет возможность однозначно определить предлагаемую к применению фракцию гравия, и соответственно наибольшую крупность зерен гравия.
Заказчиком в разделе 4 аукционной документации установлено требование: "- щебень из изверженных или осадочных горных пород фракции от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм с маркой по прочности не менее 400, по истираемости выше И2 по ГОСТ 8267-93 (или щебень из горных пород по ГОСТ 32703-2014 при использовании подрядной организацией продукции по собственной системе контроля качества). При этом Участник закупки указывает характеристики "щебень из осадочных горных пород фракции 5(3)-10 мм, 15-20 мм с маркой по прочности 600, по истираемости И3 по ГОСТ 8267-93" и одновременно "Щебень из горных пород широкой фракции: 4-8 мм, 8-16 мм по ГОСТ 32703-2014". Данное предложение не соответствует требованиям документации и является неконкретным, поскольку однозначно невозможно установить, какой щебень будет использоваться при выполнении работ.
Как пояснил представитель Заказчика на заседании Комиссии по номенклатурной позиции товара "щебень" Заказчиком установлено требование "щебень из изверженных или осадочных горных пород фракции от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм". Предложение Участника закупки "щебень из осадочных горных пород фракции 5(3)-10 мм, 15-20 мм".
Согласно ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. Таким образом, Участник закупки предлагает фракцию щебня не требуемую Заказчику.
Далее, представитель Заказчика указал , что согласно п. 4.3.2 ГОСТ 23735-2014 Зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм. Таким образом, наибольшая крупность зерен может быть равна одному из значений 10 мм, 20 мм, 40 мм, 70 мм, в зависимости от выбранной фракции. При подаче заявки Участник закупки имеет возможность однозначно определить предлагаемую к применению фракцию гравия, и соответственно наибольшую крупность зерен гравия. Согласно п. 5.9 ГОСТ 23735-2014 Предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемой песчано-гравийной смеси документом о качестве, в котором указывают:
- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
- номер и дату выдачи документа;
- наименование и адрес потребителя;
- номер партии, наименование и количество поставляемой песчано-
гравийной смеси в кубических метрах;
- номера вагонов или номер судна и номера накладных;
- вид песчано-гравийной смеси;
- зерновой состав смеси;
- содержание гравия, песка и валунов;
- наибольшую крупность зерен гравия;
- содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках;
- марку по дробимости гравия в составе смеси;
- марку по морозостойкости гравия в составе смеси;
- модуль крупности песка, проход через сито с сеткой N 016;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов смеси;
- обозначение настоящего стандарта.
То есть, наибольшая крупность щебня подлежит указанию в паспорте к данному материалу и проведение дополнительных испытаний товара не требуется. Комиссия УФАС по КЧР принимает возражения Заказчика по данному доводу, представитель Заявителя не опроверг данное утверждение, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссией установлено, что согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ аукционная документация содержит инструкцию по заполнению заявок.
Инструкция по заполнению заявок содержит положение "Участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться, могут быть взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла".
По отклонению первой части заявки по позиции щебень, Заказчиком в разделе 4 аукционной документации установлено щебень из изверженных или осадочных горных пород фракции от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм с маркой по прочности не менее 400, по истираемости выше И2 по ГОСТ 8267-93 (или щебень из горных пород по ГОСТ 32703-2014 при использовании подрядной организацией продукции по собственной системе контроля качества). Таким образом, от Участника закупки требовалось указать один вариант щебня по ГОСТ 8267-93 (или щебень из горных пород по ГОСТ32703-2014.
При этом Участник закупки предлагает характеристики щебня и по ГОСТ 8267-93 и по ГОСТ 32703-2014, что не соответствует положениям инструкции по заполнению заявок аукционной документации.
Изучив первую часть заявки Заявителя , Комиссия приходит к выводу о том, что при представлении сведений о характеристиках товаров участник закупки не учел положения инструкции по заполнению заявок , а также требования , установленные в техническом задании.
Довод жалобы о том, что "требования к материалам разбросаны по всей документации в трех различных файлах_" и "требования к товарам не были представлены в сметных расчетах" оцениваются комиссией следующим образом.
Все материалы, требования к которым установлены Заказчиком согласно сметной документации используются при выполнении работ по ремонту и содержанию грунтовых землевозных дорог; что материалы, в отношении которых Заказчиком установлены требования к характеристика предусмотренные к применению сметной документацией, а именно в расценке "ФЕР01-01-015-03 "Ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог на каждые 0,5 км длины". По данному вопросу Заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации, в котором было указано, при выполнении каких работ применяются данные материалы. Кроме того, каждый Локальный сметный расчет содержит укрупненную ведомость используемых ресурсов, согласно которому при выполнении работ подлежит использованию щебень для строительных работ. На заседании Комиссии представители Заказчика представили Раздел 3 "Локальные сметные расчеты" проектной документации, согласно которым предусмотрено использование материала , в частности "Щебень".
Рассмотрев все вышеизложенное в совокупности, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что Заказчик отклонил заявку Заявителя законно и обоснованно. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с требованием пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги , установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и ( или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия приходит к выводу , что Раздел 4 "Техническое задание" по позиции "Щебень" , а также инструкция по заполнению заявки содержат положения , которые не позволяют однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе по показателю "фракция щебня", в частности значения фракции щебня по ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 32703-2014, а также указания характеристики товара при фразе "допускается".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу , что установленные характеристики товара "щебень", инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяют указать конкретное , точное и достоверное значение показателей товаров, используемых при выполнении работ с учетом требований документации об аукционе, государственных стандартов.
Действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об аукционе требования к описанию объекта , а также инструкцию по заполнению, нарушают пункт 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения , предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮМАКС" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 04.06.2018 N 65, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 04.06.2018 N 65 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 июня 2018 г. N 67
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018