Резолютивная часть оглашена 05.06.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_ заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
_главного специалиста-эксперта,
_ специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ГАРАНТ" (г.Санкт-Петербург) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038), в открытом заседании, в присутствии представителей - заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" _ доверенность от 02.10.2017 г. N43), _ (доверенность от 04.06.2018 г. N 24), заявителя - ООО "ГАРАНТ" _ (доверенность от 01.06.2018 г. N1).
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
04.06.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 05.06.2018 (16:50).
В ходе рассмотрения дела N Г 491-04/2018, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
29.05.2018 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ГАРАНТ" (далее - заявитель, общество) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как содержит:
Пункты: 8.28, 8.29, 11.15, 11.16, 15.22, 15.23, 20.57, 20.58 Технического задания содержат требования Заказчика, предъявляемые к весу товара и его габаритам. Установленные Заказчиком требования не влияют на эксплуатационные, функциональные, технические характеристики самого товара.
Кроме того, заявитель считает, что описание, требуемого к поставке Товара соответствует только одному производителю - Aesculap. При этом, Заказчик неоднократно в техническом задании указывает на данного производителя.
В свою очередь, в документации, в частности в Техническом задании, Заказчиком указывается:
|
возможность активации/перехода в режим ожида- |
|
.11.12 |
ния источника света при помощи кнопок на голов- |
|
|
ке эндовидеокамеры PV472 и PV462 |
наличие |
PV472 и PV462 - обозначения, соответствующие товару производства Aesculap.
.12.1 |
для аппарата ОР940 источника света энлоскопиче- |
|
|
ского светодиодного |
наличие |
OP94Q - обозначение, соответствующее товару производства Aesculap
.16.1 |
для использования с аппаратом для инсуффляции PG080 |
наличие |
.18.1 |
для аппарата для инсуффляции PG080 |
наличие |
.19.1 |
для аппарата для инсуффляции PG080 |
наличие |
PG080 - обозначение, соответствующее товару производства Aesculap.
.21.1 |
|
|
|
для аппарата для аспирации и ирригации PG145 |
наличие |
PG145 - обозначение, соответствующее товару производства Aesculap.
.22.1 |
для аппарата для аспирации и ирригации Aesculap PG145 |
наличие |
.23.1 |
для аппарата для аспирации и ирригации Aesculap PG145 |
наличие |
.24.1 |
для аппарата для аспирации и ирригации Aesculap PG145 |
наличие |
Aesculap PG145 - прописана конкретная марка и производитель аппарата.
Для п. 28 ТЗ "Аппарат электрохирургический комбинированный с монополяр- ным и биполярным режимами" Заказчиком указываются требования, предъявляемые к режимам работы: POWERCUT 1, POWERCUT 2, POWERCUT 3, POWERCUT 4, MICROCUT 1 и 2, CONTACTCOAG, SOFTCOAG, SPRAYCOAG и т. д. (пп.28.2 - 28.15 ТЗ).
Однако такое указание режимов является спецификой производителя Aesculap.
В пунктах: 29.1, 32.1, 34.1, 51.1, 53.1, 57.2, 60.2, 61.2, 62.3, 63.2, 64.2, 111.2 - Заказчиком так же указывается конкретная марка товара - Aesculap.
В пунктах Технического задания: 57.3 (GK372R или GK374R). 59.3 (GK372R или GK374RT 60.3 (GK372R или GK374R). 61.3 (GK372R или GK374R1. 62.4 (GK372R или GK374R1. 63.3 (GK372R или GK374R). 64.3 (GK372R или GK374R1. 68.4 (PL569TT 69.2 (PL506R, PI.508R). 80.3 (ЕК082Р и четырехлепесткового клапана ЕК081Р), 83.3. (ЕК087Р, корпуса клапана ЕК088Р и четырехлепесткового клапана ЕК084Р). 84.3. (ЕК085Р, корпуса клапана ЕК088Р и четырехлепесткового клапана ЕК084Р), 105.1 (PO302R), 115.6 (EK315R), 116.6 (EK315R), 117.6 (EK314R), 118.3 ЛЕК382Р и четырехлепесткового клапана ЕК381Р) - прописанные Заказчиком обозначения указывают на конкретные марки изделий конкретного производителя - Aesculap.
В п. 28.51 Заказчиком устанавливается требование: "схематика ножной педа- ли: С защитой от возгорания, в соответствии с IEC 60601 и сертифицированная для использования в "медицинских условиях". При этом в закупочной документации Заказчиком не разъясняется, что именно им подразумевается под обозначением "схематика ножной педали".
Общество считает, что данное обстоятельство может привести к введению в заблуждение участников закупки, тем самым привести к ограничению количества участников закупки.
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
В соответствии с п. 2.2.1., п. 2.2.6., п. 2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Документация о проведении данного электронного аукциона утверждена приказом руководителя контрактной службы отдела контрактной службы ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
В соответствии с п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ документации о закупке.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы были рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ и размещены департаментом на официальном сайте 14.05.2018, реестровый номер извещения 0128200000118004038.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
В обоснование правомерности своих действий представитель заказчика пояснил следующее.
Техническое задание, опубликованное в составе документации об аукционе, было сформировано на основании потребностей заказчика в соответствующем оборудовании, с учетом анализа рынка, которое удовлетворяет требованиям заказчика.
Установление требований, изложенных в аукционной документации, обусловлены спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе, спецификой закупаемого товара и его применения, а также фатом, что в настоящее время на балансе ГБУЗВО "ОКБ" имеется оборудование "Aesculap", которое в клинических целях должно быть совместимым с закупаемым оборудованием.
Заказчик вправе самостоятельно определять предмет контракта и предъявлять к нему требования, предусматривать объемы и достаточность критериев его индивидуализации, в соответствии с собственными потребностями. Установление конкретных характеристик товара обосновано характером его эксплуатации.
Предметом торгов является закупка товара, а не его изготовление в соответствии с заказом, в связи с чем конкуренция на торгах проводится не среди производителей товара, а среди поставщиков товара.
Эндоскопический инструментарий и оборудование фирм Karl storz, Olympus, Wolf и Aesculap проходило апробацию сотрудниками ГБУЗВО "ОКБ". По результатам испытаний, а так же сравнений всех характеристик по удобству, рациональности и безопасности предпочтение в работе было отдано Aesculap по многим причинам:
- при изнашивании меняется только неисправная деталь, а не инструмент целиком, что позволяет снизить затраты на поддержание инструмента в рабочем состоянии
- усовершенствованный инструментарий совместим с уже существующими инструментами
- клапаны троакаров выполнены из высокопрочного силикона в отличие от металлических клапанов других производителей и стоят на порядок дешевле
- весь инструментарий разбирается на четыре части для очистки и дезинфекции, в отличие от предложений других производителей и многое другое.
В целом, основная цель ГБУЗВО "ОКБ" - это эффективное использование бюджетных средств при покупке современного высококлассного эндоскопического оборудования и сопутствующего инструментария, отвечающего всем требованиям современной хирургии, оптимизирующего работу персонала и повышающего эффективность лечения.
Кроме того, заказчик пояснил, что вес и габариты приборов выбраны по параметрам подходящим к тележке, имеющейся в операционной ГБУЗВО "ОКБ", с возможностью размещения одновременно: монитора, блока камеры, осветителя, коагулятора, инсуфлятора и помпы.
Указанные в техническом задании значения по весу и габаритам максимальные, при которых на одну полку может быть установлено по два прибора одновременно.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.05.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) http://zakupki.gov.ru размещена документация о проведении Электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (далее - закупка N 0128200000118004038).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 806 743,67 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложении N 1 технической части документации об Аукционе указано следующее: PV472 (п. .11.12), PV462 (п. .11.12), OP94Q (п. .12.1) , PG080 (п. .16.1, .18.1, .19.1), PG145 (п. .22.1, п. .23.1, .24.1).
В пунктах: 29.1, 32.1, 34.1, 51.1, 53.1, 57.2, 60.2, 61.2, 62.3, 63.2, 64.2, 111.2 - указывается конкретная марка товара - Aesculap.
В пунктах Технического задания: 57.3 (GK372R или GK374R). 59.3 (GK372R или GK374RT 60.3 (GK372R или GK374R). 61.3 (GK372R или GK374R1. 62.4 (GK372R или GK374R1. 63.3 (GK372R или GK374R). 64.3 (GK372R или GK374R1. 68.4 (PL569TT 69.2 (PL506R, PI.508R). 80.3 (ЕК082Р и четырехлепесткового клапана ЕК081Р), 83.3. (ЕК087Р, корпуса клапана ЕК088Р и четырехлепесткового клапана ЕК084Р). 84.3. (ЕК085Р, корпуса клапана ЕК088Р и четырехлепесткового клапана ЕК084Р), 105.1 (PO302R), 115.6 (EK315R), 116.6 (EK315R), 117.6 (EK314R), 118.3 ЛЕК382Р и четырехлепесткового клапана ЕК381Р) указываются конкретные марки изделий конкретного производителя - Aesculap.
При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование необходимости закупки определенного оборудования конкретных производителей.
Таким образом, действия заказчика по включению в описание объекта закупки сведений о марке товара и указание на производителя товара являются обоснованными и нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, пункты 8.28, 8.29, 11.15, 11.16, 15.22, 15.23, 20.57, 20.58 Технического задания содержат требования Заказчика, предъявляемые к весу товара и его габаритам.
Заказчик в письменном отзыве указал, что именно его потребности являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к поставляемому товару, так как Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Кроме того, Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика при определении в документации о закупке характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам и моделям товара.
Таким образом, довод заявителя о том, что указанные заказчиком в документации вес и габариты устройства не являются клинически важными критериями, не влияющими на эксплуатационные, функциональные, технические характеристики самого товара не нашел своего подтверждения.
Касаемо довода по позиции п. 28.51 "схематика ножной педали, которая может ввести в заблуждение участников закупки, Комиссия Владимирского УФАС России полагает следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАРАНТ" (г.Санкт-Петербург) на положение документации по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку стойки эндоскопической хирургической с генератором электрохирургическим (N закупки 0128200000118004038) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части не указания заказчиком в описании объекта закупки слов "или эквивалент")
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе в сфере закупок
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 июня 2018 г. N Г 491-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018