Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
|
заказчика -МУП "Чистота" г. Мамоново
заявителя - ООО "Стрела" |
О.Ю. Николаевой
Н.С. Мосийчук Ю.Ю. Заиграевой |
представителя по доверенности,
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу ООО "Стрела" (далее - Заявитель) (вх. N 3197 от 17.05.2018) на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Чистота" г. Мамоново (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений (извещение N 0535600006818000004) на оказание услуг по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее - Запрос предложений) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок на участие в Запросе предложений (далее - Единая комиссия) в части принятия необоснованного, по мнению Заявителя, решения об отстранении его от участия в Запросе предложений.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка на участие в Запросе предложений.
По итогам рассмотрения заявок Заявительотстранен от участия в Запросе предложений на основании несоответствия поданной заявки требованиям документации о проведении Запроса предложений,в связи с предоставлением не засвидетельствованной в нотариальном порядке копии (распечатки) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявитель считает, что представленная им заявка на участие в Запросе предложений в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства и требованиям документации о закупке, поскольку в составе заявки им представлена указанная выписка из единого государственного реестра, которая в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" была подписана электронной подписью, следовательно,она равнозначна документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Кроме того, в документации о проведении Запроса предложений не содержится четкой формулировки о предоставлении в составе заявки именно оригинала выписки из ЕГРЮЛ.
Также указал, что в заявке победителя Запроса предложений представлено платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки на участие в Запросе предложений, без отметки банка о проведении платежной операции, в связи с чем она также по аналогии должна быть отстранена Единой комиссией от участия в Запросе предложений.
Протокол проведения запроса предложений от 10 мая 2018 года не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных ч. 14 ст. 83 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, действия Единой комиссии по отстранению его заявки не обоснованы, противоречат положениям Закона о контрактной системе и нарушают его законные права и интересы.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями действующего законодательства. Документация о проведении Запроса предложений сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в частности ст. 83 Закона о контрактной системе.
Также отметил, что до установленного срока окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, положения документации Заявителем не обжаловались.
В составе заявки Заявителем представлена выписка из ЕГРЮЛ, полученная в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, распечатанная на бумажном носителе. Данная выписка по смыслу действующего законодательства не является электронным документом, а является копией выписки, полученной в электронной форме. При этом представленная копия выписки нотариально не заверена, что не соответствует требованиям Заказчика и является основанием для отстранения данной заявки.
Кроме того, по результатам закупки 14.05.2018 - в сроки, установленные пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Заказчиком заключен контракт с участником, единственная заявка, которого признана соответствующей требованиям документации о проведении Запроса предложений, что делает невозможным удовлетворение требований Заявителя о пересмотре итогов закупки.
Требования, предъявляемые законодательством к формированию протокола закупки, по мнению Заказчика, также соблюдены.
Учитывая изложенное,Заказчик считает действия Единой комиссии законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
04.05.2018Заказчикомв единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) размещено извещениеN 0535600006818000004и документация о проведении Запроса предложений.
Начальная (максимальная) цена контракта -8 954 000,00 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 83 закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений.
Частью 8 статьи 83 Закона о контрактной системе определено, что для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.5 части I "Общие условия проведения запроса предложений" документации участник закупки подает заявку на участие в запросе предложений, а также окончательное предложение в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки указана в специальной части). При этом на таком конверте указывается наименование запроса предложений (лота), на участие в котором подается данная заявка (п. 3.2.1).Участник запроса предложений готовит и подает оригинал заявки и оригинал окончательного предложения на участие в запросе предложений.Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, заказчик руководствуются только оригиналом заявки (п. 3.2.3).Заявка на участие в запросе предложений поданная в форме электронного документа с использованием единой информационной системы должна быть подписана с использованием усиленной электронной подписи (п. 3.2.5).
Пунктом 17 части II "Специальная часть (Информационная карта запроса предложений). Инструкция участникам" установлен порядок подачи заявки на участие в Запросе предложений: "заявки на участие в запросе предложений подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки на участие в запросе предложений до вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений".
Таким образом, документацией о проведении Запроса предложений не предусмотрена подача заявок на участие в Запросе предложений в форме электронного документа.
По смыслу абзаца 2 пункта 3.2.7 части I "Общие условия проведения запроса предложений" в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящей документацией о проведении запроса предложений документы, входящие в состав заявки и тома заявки, представляются участником запроса предложений в оригиналах или засвидетельствованных в нотариальном порядке или заверенных банком копиях.
В соответствии с пунктом 3.3.1 части I "Общие условия проведения запроса предложений" и пунктом 24 части II "Специальная часть (Информационная карта запроса предложений). Инструкция участникам" документации о проведении Запроса предложений заявка на участие в запросе предложений, представленная участником, должна содержать следующие документы (перечень обязательных и дополнительных документов и информации, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений): выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателейили засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя всоответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
В ходе заседания Комиссии установлено, что в составе своей заявки на участие в Запросе предложений Заявителем представлена распечатанная на бумажном носителевыписка из ЕГРЮЛ, полученная в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Вместе с тем, предоставление именно распечатанной на бумажном носителе выписки из ЕГРЮЛ, полученной в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, не соответствует требованиям, предъявляемым документацией о проведении Запроса предложений к обязательным в составе заявки выписке из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенной копии, а сами представленные документы не являются электронными документами по смыслу пункта 11.1. статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым электронным документом является документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Кроме того, представленная копия выписки из ЕГРЮЛ не засвидетельствована нотариально.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что представленный Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений документ, не являясь электронным, не может приравниваться к оригиналу документа на бумажном носителе по смыслу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", согласно которой информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, поскольку выписка представлена на бумажном носителе, без использования соответствующих программных средств, позволяющих произвести проверку подлинности имеющейся на нем электронной подписи, она не подписана должностными лицом налогового органа/нотариуса и не скреплена печатью налогового органа/нотариуса.
В соответствии с частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений.
В силу пункта 4.3.7 части I "Общие условия проведения запроса предложений" и пункта 20 части II "Специальная часть (Информационная карта запроса предложений). Инструкция участникам" документации участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.
Пунктом 24 части II "Специальная часть (Информационная карта запроса предложений). Инструкция участникам" документации установлено, что в случае, если документы, представление которых в составе заявки на участие в запросе предложений, окончательном предложении являются обязательным в соответствии с настоящей документацией о проведении запроса предложений, подготовлены (оформлены) не в соответствии с формами, установленными в специальной части настоящей документации, такая заявка на участие в запросе предложений будет признана комиссией не соответствующей требованиям настоящей документации, а участник закупки отстранён от участия в запросе предложений (окончательному предложению участника закупки комиссией будет присвоено 0 баллов по результатам оценки).
Согласно протоколу проведения запроса предложений от 10.05.2018 участник закупки с регистрационным номером 2 - ООО "Стрела" отстранен от участия в Запросе предложений по причине предоставления заявки несоответствующей требованиям документации о проведении Запроса предложений: предоставлена не засвидетельствованная нотариально копия (распечатки) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Единая комиссия в результате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений на соответствие их требованиям, установленным в документации о проведении Запроса предложений, приняла обоснованное решение об отстранении от участия в Запросе предложений участника закупки - ООО "Стрела" на основании ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе и п. 4.3.7 раздела 4 части 1, п. 20 части 2 документации о проведении Запроса предложений.
2. В соответствии с пунктом 24 части II "Специальная часть (Информационная карта запроса предложений). Инструкция участникам" документации установлено, что заявка на участие в запросе предложений, окончательное предложение и том такой заявки должны содержать: обязательные в соответствии с настоящей документацией для представления в составе заявки на участие в запросе предложений, окончательного предложения документы и информацию. Перечень обязательных документов и информации, которые должна содержать заявка на участие в запросе предложений, окончательном предложении, указан в настоящем пункте документации о проведении запроса предложений.
Требования к содержанию заявок на участие в запросе предложений предусматривают предоставление, в том числе следующих обязательных документов:
- 4.10. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Аналогичное требование содержится в пункте 3.3.1.6 раздела 3, в пункте 4.4.1 раздела 4 части I "Общие условия проведения запроса предложений" документации о проведении запроса предложений.
Кроме того, в силу пункта 4.4.3. раздела 4 части I документации в случае, если участником запроса предложений в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, и до даты подведения итогов денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о проведении запроса предложений и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Факт внесения участником обеспечения заявки должен подтверждаться платежным поручением. Реквизиты (номер и(или) дата) платежного поручения, содержащегося в заявке, должны соответствовать реквизитам (номер и(или) дата) платежного поручения, на основании которого фактически произведено на счет заказчика перечисление средств обеспечения заявки.
Таким образом, документацией о закупке установлены следующие требования к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений:
- должны быть предоставлены либо платежное поручение или копия такого платежного поручения, либо банковская гарантия;
- на момент подведения итогов запроса предложений, денежные средства должны поступить на счет заказчика, указанный в документации, при этом номер платежного документа, представленного в составе заявки должен совпадать с номером документа, которым произведено фактическое зачисление денежных средств на счет заказчика.
Требований к заверению копии платежного документа либо о наличии на указанном документе каких-либо отметок, в том числе отметки банка, документация и Закон о контрактной системе не устанавливают.
Ранее установленное п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе требование, о предоставлении платежного поручения, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, с отметкой банка или заверенной банком копии этого платежного поручения, отменено Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в редакции Закона о контрактной системе от 30.12.2015 не применяется.
Участником Запроса предложений ООО "Кристалл" предоставлена копия платежного поручения N 401 от 04.05.2018 о перечислении обеспечения заявки в сумме 89540 рублей.
Согласно выписке операций по лицевому счету за период с 04.05.2018 обеспечение заявки в сумме 89 540 рублей, перечисленное ООО "Кристалл", поступило 04 мая 2018 года, в графе "N документа" значится номер платежного поручения N 401.
Таким образом, все требования, предъявляемые документацией о проведении Запроса предложений к документу, подтверждающему внесение участником обеспечения заявки, участником закупки ООО "Кристалл" соблюдены.
3. В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
Положения части 11 статьи 83 Закона о контрактной системе предъявляют требования к фиксации в протоколе проведения запроса предложений результатов оценки заявок и, вопреки доводам Заявителя, не предъявляют требования об указании в данном протоколе условий исполнения контракта без объявления участника запроса предложений, единственная заявка которого признана соответствующей требованиям документации о проведении Запроса предложений. Данными положениями установлено, что условия исполнения контракта должны быть оглашены после внесения в протокол информации об оценки заявок, оглашение условий без объявления участника запроса предложений относится к случаю подачи единственной заявки на участие в запросе предложений.
Согласно части 14 статьи 83 Закона о контрактной системе если все присутствующие при проведении запроса предложений его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений.
Из анализа протокола проведения запроса предложений, размещенного на официальном сайте в электронном виде, следует, что в нем присутствует отметка о том, что: "все участники отказались направить окончательные предложения, все заявки, соответствующие требованиям признаны окончательными предложениями; запрос предложений признан несостоявшимся; по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в данной части нарушений Закона о контрактной системе.
4. В силу части 18 статьи 83 Закона о контрактной системе в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявка которого единственная была признана соответствующей установленным требованиям, в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчикосуществляет заключение контракта с единственным поставщиком, в случае признания запроса предложений несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Согласование органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (администрация МО "Мамоновский городской округ"), получено Заказчиком 11 мая 2018 года (письмо исх. N 1473 от 11 мая 2018 года).
Таким образом, контракт на оказание услуг по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов МУП "Чистота" г. Мамоново заключен в установленные законом сроки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
5. Доводы Заявителя о возможно допущенных Заказчиком нарушениях антимонопольного законодательства, приводящих к устранению конкуренции при проведении запроса предложений,образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стрела" необоснованной.
2. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия "Чистота" г. Мамоново нарушений антимонопольного законодательства.
Ведущий заседаниеКомиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 мая 2018 г. N КС-158/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018