Резолютивная часть оглашена
31.05.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "Перспектива", ООО "Стройцентр", ООО "Автобан", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство стадиона в с. Кошки муниципального района Кошкинский", расположенного по адресу: Самарская область, Кошкинский район, село Кошки, улица Парковая, д. 1Г (извещение N 0142300009518000051, начальная (максимальная) цена контракта - 35 998 230,00 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Стройцентр", ООО "Автобан", на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство стадиона в с. Кошки муниципального района Кошкинский", расположенного по адресу: Самарская область, Кошкинский район, село Кошки, улица Парковая, д. 1Г (извещение N 0142300009518000051, начальная (максимальная) цена контракта - 35 998 230,00 рублей).
Заявители указывают:
- заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНО). При этом начальная (максимальная) цена контракта не превышает двадцать миллионов рублей.
- заказчиком установлены избыточные требования к материалам, используемым при выполнении работ.
- заказчиком установлена страна происхождения товара в требованиях к материалам, используемым при выполнении работ.
Заявители просят привести аукционную документацию в соответствие с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Представитель заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителей возражал, представил письменные возражения на жалобы, просил отказать в удовлетворении жалоб ООО "Перспектива", ООО "Стройцентр". Кроме того, просил оставить жалобу ООО "Автобан" без рассмотрения, поскольку на сайте единой информационной системы указано, что данная жалобы поступила 28.05.2018, то есть после окончания срока подачи заявок.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Жалоба ООО "Автобан" поступила в Самарское УФАС России 25 мая 2018, о чем свидетельствует номер ее регистрации 3971 от 25 мая 2018. Указание датой поступления на сайте ЕИС 28 мая 2018 является следствием технической ошибки, возникшей при размещении жалобы, в связи с чем ходатайство представителя заказчика и уполномоченного органа удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей и осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность СМП, СОНО.
На основании ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением о проведении электронного аукциона и пунктом 25 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем согласно Извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 998 230,00 рублей.
Таким образом, ограничение в отношении участников электронного аукциона установлено Заказчиком с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
По данному факту Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Заказчиком не установлен запрет на указание диапазонных значений. Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
При этом участнику не требуется иметь в наличии товар, либо проводить дополнительные испытания, чтобы указать необходимые Заказчику значения в связи с чем данный довод жалоб следует признать необоснованным, доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителями не представлено.
3. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что положения Технического задания аукционной документации по ряду позиций требуемых к поставке товаров содержат требования к стране происхождения предполагаемого к поставке товара, а именно: Производство Россия.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 14 Закона о контрактной системе.
По данному факту Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Об этом также говорит тот факт, что на участие в аукционе поступило 5 заявок, по результатам рассмотрения которых все 5 допущены к участию в электронном аукционе. Кроме того, заявители не обладают правоспособностью и не приводят в обоснование своих доводов в жалобах доказательств того, что указанные выше требования Заказчика каким-либо образом нарушают их права и законные интересы.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автобан" обоснованной, жалобы ООО "Перспектива", ООО "Стройцентр" частично обоснованными.
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 30, части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 мая 2018 г. N 656-5798-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018