Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" - Гарькавой Л.Д. (доверенность от 04.04.2018 N2),
без участия общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела должным образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" (далее по тексту решения - ООО "АВТОБАН-99", Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" (далее по тексту решения - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории ЗАТО Александровск", номер закупки: 0849300001718000054 (далее - Электронный аукцион, закупка), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25 мая 2018 года обратилось ООО "АВТОБАН-99" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что установленные Заказчиком в аукционной документации требования к информации обязательной для закрепления в банковской гарантии не соответствуют действующей редакции Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий").
Общество просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 11 часов 30 минут 31 мая 2018 года, проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 07.05.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
11.05.2018 в аукционную документацию, а также в извещение о проведении Электронного аукциона были внесены изменения.
Организация, осуществляющая размещение: Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск".
Наименование объекта закупки: выполнение работ по благоустройству дворовой территории ЗАТО Александровск.
Начальная (максимальная) цена контракта: 17 623 476.66 руб.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Также согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе определено, что дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее по тексту решения - Постановление N1005).
Так, в Постановлении N1005 указано, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе, с учетом следующих требований:
а) обязательное закрепление в банковской гарантии:
права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением N 1005.
Следовательно, в аукционной документации и проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью такой документации, Заказчик обязан прописать требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не только указанные в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, но и дополнительные требования (часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе), определенные Постановлением N1005.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив аукционную документацию Заказчика, установила следующее.
В пункте 11.2 раздела 1 аукционной документации указано, что исполнение контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения) может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержание которой является неотъемлемой частью настоящей документации, или внесением денежных средств. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения), самостоятельно.
Согласно подпункту 11.2.1 пункта 11.2 раздела 1 аукционной документации банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать условия в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержание которой является неотъемлемой частью настоящей документации.
Также пунктом 7.2 проекта контракта (раздел 4 аукционной документации) установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения Исполнителем (принципалом) обязательств по настоящему Контракту;
- обязательства Исполнителя (принципала), надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1% от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Заказчика, на котором учитываются операции с поступающими средствами;
- срок действия банковской гарантии;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам Исполнителя (принципала), возникшим из Контракта при его заключении;
- установленный Правительством РФ перечень документов, представляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежных средств по банковской гарантии;
- условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежных средств по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Таким образом, пункт 7.2 проекта контракта дублирует положения частей 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом ни аукционная документация, ни проект контракта не содержат информацию о том, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, должна содержать дополнительные требования в соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, установленные Постановлением N1005.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим часть 8.2 статьи 45, а также пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Однако учитывая тот факт, что на участие в Электронном аукционе было подано 6 (шесть) заявок и все участники были допущены, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу о возможности выдать предписание о заключении контракта, с учетом устранения установленных нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОБАН-99" на положения аукционной документации заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории ЗАТО Александровск" (номер закупки: 0849300001718000054) обоснованной.
2. Признать Муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск" нарушившим часть 8.2 статьи 45, пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Муниципальному казенному учреждению "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 31 мая 2018 г. N 06-10/18-125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018