Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Коминой Д. А. (доверенность от 09.01.2018 N03/18),
при участии представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская объединённая медсанчасть "Севрыба" - Иванова А.Е. (доверенность от 04.06.2018 N 98), Михайловой Н.В. (доверенность от 04.06.2018 N 97),
без участия представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Винар-М", надлежаще извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Винар-М" (далее - Общество, Заявитель) на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская объединённая медсанчасть "Севрыба" (далее - Заказчик, медицинское учреждение) при проведении электронного аукциона "Поставка средств контроля и упаковочного материала для стерилизации" (закупка N 0149200002318002057) (далее - Электронный аукцион, Торги),
УСТАНОВИЛА:
Медицинским учреждением проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 21 мая 2018 года.
Не согласившись с действиями заказчика, Общество обратилось 29 мая 2018 года с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование своей жалобы Заявитель указал на нарушения Заказчиком правил описания объекта закупки, которые, по мнению Общества, ограничивают количество участников торгов.
Так, Общество в жалобе обращает внимание на то, что характеристика товара "из плотной бумаги" ограничивает конкуренцию, так как данная характеристика не влияет на исход стерилизации.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным поставщикам товара, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
В рассмотренном деле указание заказчиком на необходимость поставки протектора с характеристикой "из плотной бумаги" обусловлено спецификой стерилизации медицинских инструментов: плотная бумага выдерживает очень высокие температуры.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к товару с учётом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не выявлено доказательств, а также самим Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Протекторы с заявленными характеристиками широко представлены на отечественном рынке, существует несколько производителей, кроме того такие протекторы реализуются по более низкой цене.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Винар-М" на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская объединённая медсанчасть "Севрыба" при проведении электронного аукциона "Поставка средств контроля и упаковочного материала для стерилизации" (закупка N 0149200002318002057) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 5 июня 2018 г. N 06-10/18-127
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018