Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МАУ СДК "Губахинский" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции стадиона МАУ СДК "Губахинский" (изв. N 0356300101718000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300101718000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на реконструкцию стадиона МАУ СДК "Губахинский".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.05.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 16 367 630.00 руб. руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.05.2018 г. в 12:00.
1. В п.3 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в данном аукционе - 23.05.2018 г. в 12:00.
Согласно п.1 раздела 9 аукционной документации, участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 22.05.2018 г. 12:00 (время московское).
Представитель Заказчика пояснил, что при составлении аукционной документации была допущена техническая ошибка. Дата и время окончания подачи заявок на участие в данном аукционе - 23.05.2018 г. в 12:00.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
2. Согласно п/п "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570):
порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063":
за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Заявитель полагает, что указанное условие об ответственности подрядчика неправомерно не включено в аукционную документацию.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Постановление N 570 применимо в случае, если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
В данном случае объектом закупки является выполнение работ по реконструкции стадиона МАУ СДК "Губахинский".
Указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Как следствие, Заказчиком нарушены требования ч.ч. 4, 8 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель полагает, что Заказчик установил разные сроки действия обеспечения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 11.6 проекта контракта установлено, что участник закупки, с которым заключается Контракт, обязан в срок для заключения Контракта, предоставить обеспечение исполнения Контракта.
Согласно 11.2. контракта, денежные средства, внесенные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта возвращаются Заказчиком после исполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту, в том числе обязательств по уплате неустойки (штрафа, пени), после подписания сторонами форм КС-2, КС-3, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения от Подрядчика письменного заявления о возврате таких средств с указанием реквизитов счета Подрядчика, на который должен быть осуществлен такой возврат.
Комиссия отмечает, что п. 11.2 проект контракта устанавливает срок возврата Заказчиком денежных средств подрядчику, а не срок действия банковской гарантии.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчик в аукционной документации не устанавливает требование к сроку действия банковской гарантии.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушение не может быть установлено.
4. В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п/п 8 п.3 раздела 7 аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям установленным в Приложении 1 к Техническому заданию "Требования к используемым при выполнении работ товарам" (далее -ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в ТЗ.
В п.3 ТЗ Заказчиком установлено требование к щебню ГОСТ 8267-93, в частности: фракция не более 20 - 40 мм.
В соответствии с ГОСТ 8267-93:
4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Как следствие, ввиду того, что Заказчиком установлена фракция щебня (не более 20 - 40 мм), несоответствующая требованиям ГОСТ (св. 20 до 40 мм), в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
5. Заявитель полагает, что в п. 7, 9, 12 ТЗ Заказчик устанавливает требования о соответствии показателей ГОСТам, которые являются недействующими, в частности: ГОСТ 8736-93, ГОСТ-26633-2012, ГОСТ 8736-93.
В ходе рассмотрения жалобы указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
6. В п.8 ТЗ Заказчиком установлено требование к раствору ГОСТ 28013-98, в частности: марки не ниже 100.
В соответствии с ГОСТ 28013-98:
4.11 Морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
Таблица 1
|
Марка по подвижности Пк |
Пк 1 |
Пк2 |
Пк3 |
Пк4 |
Таким образом, в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98 растворы подразделяются, в том числе на марки по морозостойкости, марки по подвижности.
В связи с изложенным, Заказчик, установив наименование показателей не в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98, таким образом, использовав нестандартный показатель без надлежащего обоснования, нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
7. В п.7 ТЗ установлены показатели к смеси асфальтобетонной, в частности:
Численные значения показателей асфальтобетонной смеси:
1. Водонасыщение, %: от 1,5 до 4,0;
2. Остаточная пористость, %: свыше 2,5 до 5,0;
3. Предел прочности при сжатии при температуре 50 град.С, МПа: не менее 1,2;
4. Пористость минеральной части, %: от 14,0 до 19,0;
5. Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения: не менее 0,81;
6. Сцепление при сдвиге при температуре 50 град.С, МПа: не менее 0,37;
7. Состав минеральной части: содержание щебня (ей), песка (ов), минерального порошка;
8. Содержание битума сверх 100%;
9. Истинные плотности составляющих минеральной части.
Заявитель полагает, что указанные выше требования к показателям нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только по результатам испытаний и носят избыточный характер.
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснил, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание в документации требований к товарам отвечает интересам Заказчика.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что Заявителем не представлены доказательства в обоснование своей позиции, сделать вывод о том, что спорные показатели товаров носят избыточный характер, и их возможно указать только по результатам испытания, не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не имеется.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Строй лес" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 22.05.2018 г. (за день до срока окончания подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что заявок на участие в закупке не поступило, в связи с чем, 23.05.2018 г. был составлен протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся.
В связи с изложенным и с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию стадиона МАУ СДК "Губахинский" (изв. N 0356300101718000001) обоснованной в части первого, второго, четвертого, пятого и шестого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.64, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018