Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство Орджоникидзевского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуаров, пешеходных дорожек и газонов вдоль тротуаров, пешеходных дорожек на территории Орджоникидзевского района города Перми (изв. N 0356300058918000016)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300058918000016, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту тротуаров, пешеходных дорожек и газонов вдоль тротуаров, пешеходных дорожек на территории Орджоникидзевского района города Перми.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.05.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -3 427 400,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 29.05.2018 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком установлены противоречащие требованиям Закона о закупках сроки подачи запроса о предоставлении разъяснений.
Так, в п.1 Раздела 9 аукционной документации указана следующаядата начала и окончания срока направления участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации: начало - 10.05.2018 года, окончание - 25.04.2018 года.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлены требования к содержанию в аукционной документации срока подачи запроса о предоставлении разъяснений. Следовательно, в спорной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.4 ст.64 Закона о закупках).
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч.7 ст.34 Закона о закупках установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" вступило в силу 09.09.2017 г.
В п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно п.9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п.7.5 проекта контракта указано, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы ______ (____) рублей ____ копеек, определенной по формуле: Ш= Ц х 3% (если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей), Ш = Ц х 2% (при цене Контракта от 3 до 10 млн.рублей), где: Ш - штраф (руб.), Ц - цена Контракта (руб.).
Согласно п.7.6 проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных Контрактом обязательств, не имеющих стоимостного выражения, штраф устанавливается в виде фиксированной суммы 1000 (одна тысяча) рублей при цене Контракта не выше 3 млн.руб., 5000 (пять тысяч) рублей при цене Контракта от 3 млн. руб.
За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 1000 (одна тысяча) рублей при цене Контракта не выше 3 млн.руб., 5000 (пять тысяч) рублей при цене Контракта от 3 млн. руб. (п.7.9 проекта контракта.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия пришла к выводу, что требования, указанные в проекте контракта, коррелируют с положениями Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, Закона о закупках. Иного не доказано.
Таким образом, в данной части нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Заявитель полагает, что сроки, установленные Заказчиком в плане-графике и в проекте контракта, не соответствуют друг другу, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - август 2018 г.;
- Согласно п.8.1 проекта контракта: контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 24.09.2018 г.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
В силу ч. 7 ст. 96 Закона о закупках, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно п.10.3 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта, установленное п.10.1, перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик должен в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента невозможности обеспечить исполнение Контракта предоставить Заказчику иное обеспечение исполнения Контракта, установленное п.10.1, на тех же условиях и в том же размере.
Комиссия отмечает, что данное положение проекта контракта применяется в случае, если обеспечение перестало быть действительным и не связано с положением ч.7 ст.96 Закона о закупках.
Кроме того, требование, предусмотренное ч.7 ст.96 Закона о закупках установлено в п.10.4 проекта контракта.
Таким образом, в действиях Заказчиканарушений в данной части не может быть установлено.
Согласно ч.1 ст.70 Закона о закупках по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В ч.3 ст.70 Закона о закупках указано, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч.7 ст.70 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч.8 ст.70 Закона о закупках с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
На основании указанного следует, что при проведении электронного аукциона контракт заключается в электронной форме, при этом, считается заключенным с момента размещения в ЕИС.
Вместе с тем, в п.11.1 проекта контракта указано, что контракт составлен в трёх экземплярах, имеющих равную юридическую силу по одному для каждой Стороны, третий экземпляр - для Департамента финансов администрации г. Перми, что противоречит положениям Закона о закупках.
На основании указанного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение ч.8 ст.70 Закона о закупках.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель полагает, что в п.3 Приложения N1 к техническому заданию установлено значение фракции, которое не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93.
В п.3 Приложения N1к техническому заданиюуказано, что фракция должна быть 20-40 мм, при этом требований о соответствии материала государственным стандартам не установлено.
Более того, вп.5.1 Раздела 2 аукционной документации установлено, что показатели товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг указаны в Приложении N 1.1 к документации об аукционе(далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
На основании указанного, с учетом того, что значение фракции, которое указано в п.3 Приложения N1 к техническому заданию, указывать в первой части заявки не нужно, с учетом отсутствия требований о соответствии материала государственным стандартам, Комиссия признает спорный довод не состоятельным. Доказательств обратного не представлено.
В п.14 Приложения N1 к техническому заданию указано, что на объекте производства работ Подрядчик обязан обеспечить безопасность дорожного движения при выполнении работ в соответствии с требованиями ВСН 37 84, СНиП 12 03 2001.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что ВСН 37 84 является недействующим, что также подтвердил представитель Заказчика.
На основании указанного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 29.05.2018 г. (в последний день окончания срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуаров, пешеходных дорожек и газонов вдоль тротуаров, пешеходных дорожек на территории Орджоникидзевского района города Перми (изв. N 0356300058918000016)обоснованной в части 5, 7доводов.
2. Признать в действиях Заказчиканарушенияп.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, ч.8 ст.70 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику.
4.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиказа допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018