Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ОВА" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на снос многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Карпинского, д.124; г. Пермь, ул. Труда, д.61, г. Пермь, Шоссе Космонавтов, д.321. (изв. N 0156300007818000009),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300007818000009 Заказчиком проводился электронный аукцион на снос многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Карпинского, д.124; г. Пермь, ул. Труда, д.61, г. Пермь, Шоссе Космонавтов, д.321.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, в аукционной документации содержится следующее требование к участникам закупки: в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Аукционной документацией также предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" копия действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
Приложение к лицензии, подтверждающее право участника на выполнение работ, в составе лицензируемой деятельности, по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности, вид отхода - 8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный IV класса опасности.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования.
Вместе с тем, с данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как указано выше, предметом закупки является выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу.
Условиями проекта контракта предусмотрено:
1.1. По настоящему Контракту Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работы:
снос методом обрушения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, по адресам: ул.Карпинского, д.124; ул.Труда, д.61, Шоссе Космонавтов, д.321
вывоз (сбор, транспортирование) и размещение мусора, образовавшегося в результате сноса указанных домов;
уборка и планировка территории производства работ, (далее по тексту Объект(ы), Работа), в соответствии с объёмами, предусмотренными Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Локальными-сметными расчетами (Приложение N2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить в соответствии с условиями настоящего Контракта.
2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. На основании технического задания-заявки Заказчика, выполнить все Работы по настоящему Муниципальному контракту с надлежащим качеством, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и Приложениями к нему.
2.1.2. Самостоятельно получить соответствующие разрешения и согласования.
2.1.4. Производить транспортирование, размещение мусора, образовавшегося в результате деятельности Исполнителя по сносу Объектов на лицензированный объект хранения отходов, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Объект размещения отходов должен быть включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) (п.6,7 ст.12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") (далее - Полигон).
2.1.9. Вывезти с территории, на которой выполнялись работы по сносу Объекта, принадлежащие Исполнителю оборудование, инвентарь, инструменты до приемки работ Заказчиком.
2.5. Заказчик обязан:
2.5.5. До начала выполнения работ передать Исполнителю паспорт опасного отхода.
Указанный паспорт отходов I - IV классов опасности размещен Заказчиком в Единой информационной системе.
В соответствии с Техническим заданием объёмы выполняемых работ определяются в соответствии с Контрактом, Техническим заданием, Локальными-сметными расчетами.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"..
В силу положений Закона N 89-ФЗ:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
С учетом анализа приведенных выше норм права, в т.ч. об отходах производства и потребления, применительно к обстоятельствам данного дела, Комиссия приходит к выводу, что сбор, транспортирование и размещение отходов IV класса опасности являются самостоятельными видами деятельности по отношению к деятельности по сносу объектов.
Предметом спорного аукциона является выполнение работ по сносу многоквартирных домов. В соответствии с документацией о закупке в состав работ входит, в том числе, вывоз мусора (сбор, транспортирование, размещение), образовавшегося от сноса объекта(ов).
То есть целью проведения аукциона является не только снос объектов, но и сбор, транспортирование, размещение отходов IV класса опасности, которые образуются в результате сноса. Данный этап является обязательным.
Представитель Заказчика также пояснила, что объектом закупки является единый комплекс работ, связанный единым технологическим и функциональным циклом.
Представителем Заказчика и Заявителя дополнительно в материалы жалобы представлены расчеты процентного соотношения работ по сносу объектов и работ по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности к НМЦК. По результатам анализа локально-сметного расчета обе стороны пришли к выводу, что второй вид работ в процентном соотношении преобладает над первым (т.е. составляет более чем 50%).
Таким образом, документацией об аукционе в большей части предусмотрены работы, которые могут выполнять только организации, имеющие соответствующую лицензию. Иного не доказано.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений законодательства РФ, а также дополнительных пояснений сторон, Комиссия в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не усматривает.
2. Заявитель также полагает, что установленное в п. 7.10 проекта контракта условие противоречит требованиям законодательства РФ.
Так, согласно указанному пункту, в случае если Исполнителем совершены действия, являющиеся основанием для выплаты Заказчику неустойки (штрафа, пени) в соответствии с положениями Контракта, Заказчик вправе из суммы, подлежащей перечислению Исполнителю, в том числе из суммы денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, удержать сумму неустойки (штрафа, пени). В этом случае Исполнителю перечисляется сумма за минусом суммы неустойки (штрафа, пени). Дополнительное согласие Исполнителя не требуется.
Комиссия, отклоняя указанный довод Заявителя, считает необходимым отметить следующее.
В ч. 1 ст. 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).
Частью 1 ст. 333 ГК РФ предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В силу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Комиссия приходит к выводу, что указанные условия проекта контракта не лишают победителя закупки права заявлять требование о применении к удержанным денежным средствам статьи 333 ГК РФ. Кроме того, ни нормами ГК РФ, ни нормами Закона о закупках, ни проектом контракта не предусмотрена возможность удержания денежных средств в большей сумме, чем сумма установленной неустойки
Комиссия отмечает, что включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о закупках.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 "О рассмотрении обращения".
Таким образом, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части не может быть установлено.
3. Положениями проекта контракта установлено:
4.1. Стоимость работ в соответствии с настоящим Муниципальным контрактом составляет _____________ (____________) рублей ____ коп., включает в себя все обязательные платежи, налоги, подлежащие выплате, и расходы, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Контракта (устройство временных ограждений, сноса дома, разборка фундаментов, транспортировка, размещения отходов, расходы по планировке территории, согласованию, выносу (переносу), отключению инженерных систем многоквартирного дома, сетей телефонизации, радио, телевидения, страхование, уплата таможенных пошлин и прочие расходы).
4.2. Оплата по каждому Объекту осуществляется с учетом понижающего коэффициента, который определяется как частное от деления цены Контракта, предложенной победителем аукциона на начальную (максимальную) цену Контракта. Понижающий коэффициент рассчитывается с точностью до четырех знаков после запятой без округления и составляет______.
Заявитель полагает, что с учетом указанных условий, проектом контракта неправомерно не предусмотрено применение специального понижающего коэффициента, а также неправомерно не установлена возможность неприменения НДС к субъектам предпринимательской деятельности, применяющим упрощенную систему налогообложения.
В силу положений ч. 13 ст. 34 Закона о закупках только в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Других обязательных правил для заказчиков, предписывающих уменьшить сумму на размер НДС, исключить формулировку об НДС, либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации в зависимости от применения системы налогообложения потенциальным контрагентом Закон о закупках не содержит.
Последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством.
На основании указанного выше Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется. Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОВА" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на снос многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул.Карпинского, д.124; г. Пермь, ул.Труда, д.61, г. Пермь, Шоссе Космонавтов, д.321. (изв. N 0156300007818000009) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018