Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Преображенского сельсовета (далее - Заказчик) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги по ул. Энтузиастов, п. Преображенский, Назаровского района" на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 0319300012718000002, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строй Лес" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель Заказчика - Куликов М.Л. (решение от 26.10.2015).
Из содержания жалобы следует, что в аукционной документации заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком допущены разночтения по установлению действия контракта, в связи с чем участник не может определить до какого числа будет действовать обеспечение контракта в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств.
Аукционная документация не предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". (далее - Постановление N 570).
Заказчик в требованиях к материалам установил характеристики несоответствующие ГОСТу.
Заказчиком установлены требования к химическому составу материалов.
Заказчик не согласился с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги по ул. Энтузиастов, п. Преображенский, Назаровского района", закупка N 0319300012718000002.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Из анализа Извещения электронного аукциона Комиссия делает вывод о том, что Заказчиком соблюдены требования статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в разделе 1.2 Информационной карты установлены размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению. Банковское сопровождение контракта не предусмотрено в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод не находит своего подтверждения.
На довод жалобы по допущению разночтений по установлению действия контракта, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 1.3 Проекта контракта установлено - срок выполнения работ: Начало работ - с момента заключения Контракта, окончание работ: - по 31.07.2018 года.
Пунктом 12.1 Проекта контракта установлено - контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по "31" декабря 2018 г.
Пунктом 10.1 Проекта контракта установлено - в целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Подрядчик предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, выданную банком, либо передает Заказчику в залог денежные средства, в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 10.2 настоящего Контракта.
Заказчиком прямо предусмотрен срок действия контракта.
Следовательно участник из требований установленных аукционной документацией и проектом контракта может установить срок действия обеспечения контракта в виде банковской гарантии.
Таким образом данный довод не находит своего подтверждения.
На довод жалобы по отсутствию ответственности предусмотренной за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Постановлением N 570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Предметом контракта являются работы по капитальному ремонт автомобильной дороги, то есть работы, являющиеся предметом контракта, не являются работами по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Следовательно у Заказчика отсутствовала обязанность включать в аукционную документацию возможные виды и объемы работ из утвержденного Постановлением N 570, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, а значит у Заказчика отсутствовала обязанность включать в аукционную документацию ответственность предусмотренной за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом.
Таким образом, данный довод не находит своего подтверждения.
На довод жалобы по установлению в аукционной документации требований к материалам противоречащим ГОСТ, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено, что если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией.
Приложением N 3 к информационной карте электронного аукциона "Техническое задание" установлены требования к товарам "Щебень с составе асфальтобетона":
- Применяемые фракции щебня или гравия: фракция от 5 до 10 мм, фракция от 10 до 20 мм; смесь фракций 5-20 мм.
ГОСТом 8267-93 установлено - щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Приложением N 2 к информационной карте электронного аукциона "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ" установлен ГОСТ 8267-93.
Следовательно Заказчиком установлены требования к товарам, которые не соответствуют ГОСТу.
Кроме того Заказчиком к ряду товаров установлены требования к химическому составу ряда товаров.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2018 г. N 676
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018