Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов Комиссии:
Сахаровой В.Д. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии сторон:
от заявителя - не явился, извещен;
от заказчика -Воронцовой Е.С., доверенность от 01.03.2018, Кашпура С.Ю, доверенность от 20.06.2017, Старцева С.С., доверенность от 27.03.2018;
от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., доверенность от 09.01.2018 N 2,
руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ст. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 (ред. от 25.12.2014) "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", на основании приказа Сахалинского УФАС России N 137 от 12.04.2018 провела внеплановую проверку действиям ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - уполномоченное учреждение) и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200015018001388) (далее - аукцион).
26.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона, в том числе документация.
10.04.2018 индивидуальный предприниматель Петрова Олеся Викторовна обратилась в Сахалинское УФАС России с сообщением о нарушении законодательства о контрактной системе. Заявитель считает, что установленные требования к характеристикам товара в пунктах 7, 15, 22, 29 технического задания приводят к ограничению числа участников.
На заседании комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили при, что при разработке технического задания для аукциона, заказчик руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, а так же требованиями, предъявляемыми к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, в частности, действующим СанПиНом, который устанавливает санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к противоэпидемиологическому режиму, профилактическим и противоэпидемиологическим мероприятиям, обязательным для исполнения.
Комиссия проанализировав материалы дела установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 7 Технического задания установлены следующие характеристики к дезинфицирующему средству:
7 |
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее средство для стерилизации, ДВУ, дезинфекции не совмещённая с ПСО. Дезинфицирующее средство, представляющее собой жидкий концентрат, содержащее в качестве активной основы кислородосодержащие соединения (перекиси, НУК и др.). Средство обладает утвержденными режимами дезинфекции ИМН (выход рабочего раствора из одного л/кг средства для дезинфекции ИМН в отношении вирусов составляет не менее 10 л. при времени экспозиции не более 5 мин.); - стерилизации ИМН (выход рабочего раствора из одного л/кг средства для проведения стерилизации ИМН составляет не менее 10 л. при времени экспозиции не более 10 мин.); - ДВУ - дезинфекции высокого уровня (выход рабочего раствора из одного л/кг средства для проведения ДВУ составляет не менее 10 л. при времени экспозиции не более 5 мин.). Срок годности рабочих растворов не менее 7 суток. Многократность применения рабочих растворов для изделий, не содержащих деталей из резин на основе натурального каучука не менее 7 суток, для изделий на основе натурального каучука растворы используют однократно. Фасовка: не менее 750 мл. |
Заявитель полагает, что вышеперечисленным требованиям соответствует только одно дезинфицирующее средство "Асесайд 0,750 мл", однако Заказчиком в опровержение данного довода представлена сравнительная характеристика товаров соответствующих требованиям, установленным в пункте 7 Технического задания. Так, указанным выше характеристикам соответствуют дезинфицирующие средства Нуоксид 1000 (ООО НПФ "ГЕНИКС") и "Ассесайд" (Сарая).
Пунктом 15 Технического задания установлены следующие требования:
15 |
Дезинфицирующее средство |
Мыло для дезинфекции рук для бесконтактного дозатора. Антибактериальное жидкое мыло для одновременной очистки и дезинфекции рук для бесконтактного дозатора. Произведено на основе рафинированного кокосового масла, с легким ароматом отдушки. Биоутилизируется. Состав: изопропилметилфенол, лауриновая кислота, диэтаноламин, этилен диамин тетрауксусная кислота, глицирин, краситель, отдушка, вода. Расход мыла не менее 1000 порций. Фасовка: не менее 1 л. |
По мнению Заявителя, вышеприведенным требованиям соответствует одно дезинфицирующее средство, а именно мыло "Shavonet F".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что данным характеристикам соответствует антибактериальное мыло в картридже RubbermaidFlexEnrichedFoam (производитель Rubbermaid), а так же мыло Shavonet Fс.
В пункте 22 Технического задания установлено следующее:
22 |
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее средство в виде таблеток массой не менее 1 г. на основе (ЧАС) не менее 10,0%, гуанидинов не менее 52% с добавлением ПАВ. Срок годности рабочих растворов не менее 28 суток. Средство обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза - тестировано на М.terrae, легионеллеза, особо опасных инфекций (ООИ) - чумы, холеры, туляремии), вирусов (включая вирусы полиомиелита, парентеральных и энтеральных гепатитов, ВИЧ, острые респираторные вирусные инфекции, герпес, аденовирус и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, моющим действием. Средство предназначено для профилактической, текущей и заключительной дезинфекции, дезинфекции кувезов, комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования; дезинфекции биологических выделений (кровь, сыворотка, эритроцитарная масса, мокрота, эндоскопические смывные воды); - дезинфекции стоматологических оттисков из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирной смолы, зубопротезных заготовок из металлов, керамики, пластмасс и других материалов, отсасывающих систем стоматологических установок, слюноотсосов и плевательниц; - дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения (включая хирургические и стоматологические инструменты, в т. ч. вращающиеся, жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к эндоскопам) ручным и механизированным способами (в ультразвуковых установках любого типа); - дезинфекции пищевых яиц; - борьбы с плесенью; для обеззараживания поверхностей, объектов и выделений в моргах и зданиях патологоанатомических служб. Выход рабочего раствора: - из 1 таблетки не менее 10 л при экспозиции не менее 60 мин для текущей дезинфекции; - из 2 таблеток не менее 10 л при экспозиции не менее 60 мин для генеральных уборок в процедурных кабинетах; - из 5 таблеток не менее 10 л при экспозиции не менее 60 мин для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой ИМН. Фасовка: не менее 300 табл. |
Относительно данного пункта Заявитель считает, что вышеуказанным требованиям соответствует только одно дезинфицирующее средство "Хорт таблетки N 300", однако данный довод не нашел своего подтверждения так как вышеуказанным характеристикам соответствует товар Миродез таблетки (ООО Мир дезинфекции) и Хорт таблетки (ООО Полисепт).
Пунктом 29 Технического задания Заказчиком установлено следующее:
29 |
Дезинфицирующее средство |
Средство для ПСО или окончательной (перед ДВУ) очистки гибких эндоскопов механизарованным способом. Дезинфицирующее средство, представляющее собой жидкий концентрат, содержащий в составе ферменты. Средство обладает утвержденными режимами: - ПСО (предстерилизационной очистки). Рабочие растворы готовятся непосредственно перед применением, используются однократно. Фасовка: не менее 980 мл. |
По мнению Заявителя, вышеприведенным требованиям соответствует только одно дезинфицирующее средство "Эндоквик 980 мл". Вместе с тем, Комиссией установлено, что требованиям пункта 29 Технического задания соответствует товар Сайдезим (Джонсон энд Джонсон Медикал Лтд производство Великобритания), а так же Энзимосепт (ООО "Полисепт) и Эндовик (Saraya).
Вместе с тем, из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия установила, что предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку дезинфицирующих средств., а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность довода Заявителя.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что техническое задание составлено в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200015018001388) нарушений не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии В.Д. Сахарова
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 мая 2018 г. N ВП-15/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018