Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "АланияСтрой-17" на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФСВНГ РФ по РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0110400000218000017 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ОВО по Ардонскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по РСО-Алания" (РСО-Алания, г.Ардон, ул.Пролетарская, д.75) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "АланияСтрой-17" (далее - Заявитель) о нарушении УФСВНГ РФ по РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе. В своей жалобе Заявитель указал, что среди прочих требований к участникам аукциона пунктом 18.1 Аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии лицензии на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. При этом в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 14.05.2018 N РД1 Заказчиком указано, что участник закупки не может приложить договор субподряда с организацией, имеющей лицензию МЧС и ее учредительные документы, так как данные виды работ должен осуществить самостоятельно без привлечения субподрядчиков.
Заявитель считает, что данные действия Заказчика и положения аукционной документации нарушают действующее законодательство. Кроме того, Заявитель в своей жалобе ссылается на Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 января 2016 года NОГ-Д28-1183, в котором указано, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель считает, что требования Заказчика о том, что участник закупки не может приложить договор субподряда с организацией, имеющей лицензию МЧС и ее учредительные документы, так как данные виды работ должен осуществить самостоятельно без привлечения субподрядчиков, являются не законными, и приводит к ограничению числа участников Аукциона.
В объяснении по существу жалобы УФСВНГ РФ по РСО-Алания указало, что согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так же, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее -Постановление Правительства РФ N570), работы по устройству кровли, к которым относится и огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251, должны выполнятся подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Письмо Министерства экономического развития от 20 января 2016 года NОГ-Д28-1183 разъясняет действия Заказчика, до вступления в силу Постановления N570, и, кроме того, не может быть документом, регламентирующим исполнение положений Закона о контрактной системе, так как Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей, заказчик не имеет права запрашивать наличие у участника закупки документов, подтверждающих, что они являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с правом привлекать другие юридические лица в качестве субподрядчиков. Исходя из этого, у заказчика отсутствует возможность проверить законность привлечения участником закупки третьих лиц в качестве субподрядчиков.
Таким образом, исходя из того, что работы по огнебиозащитной обработке материалов кровли обязан выполнить самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, требование о наличии у участника закупки лицензии на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций Заказчик считает обоснованным.
Также Заказчик пояснил, что аукционная документация не содержит требований о наличии у участника закупки допуска СРО. Кроме того, указал, что данная закупка была отменена по решению Заказчика 14 мая 2018 года.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
11 мая 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) УФСВНГ РФ по РСО-Алания было размещено извещение N0110400000218000017 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ОВО по Ардонскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по РСО-Алания" (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 10.05.2018 г. УФСВНГ РФ по РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Из пункта 18.1 Аукционной документации следует, что участник Аукциона должен иметь лицензию на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Согласно п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п.10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", деятельность по выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций подлежит лицензированию.
Кроме того, согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N570 утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 33, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в Аукционной документации установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N570, в том числе работы по устройству кровли.
Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 704 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Таким образом, за Заказчиком остается право возложить на Подрядчика обязанность выполнить часть работ самостоятельно.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям части 3 статьи 64, части 5 статьи 33 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "АланияСтрой-17" на действия государственного заказчика - УФСВНГ РФ по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0110400000218000017 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ОВО по Ардонскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по РСО-Алания" (РСО-Алания, г.Ардон, ул.Пролетарская, д.75).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 25 мая 2018 г. N А168-06/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2018