Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ФЛАГМАН" на действия государственного заказчика - Министерства культуры Республики Северная Осетия - Алания (362040, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, д.20) (далее - Министерство, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000318000669 на выполнение работ по капитальному ремонту дома культуры сел.Сурх-Дигора Ирафского района РСО-Алания (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ФЛАГМАН" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры РСО-Алания при проведении Аукциона. В своей жалобе Заявитель указал, что:
1. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы и услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. В нарушении указанной нормы Заказчиком в проекте контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
2. Документация об аукционе в технических требованиях о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при реализации данного контракта устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.Так,
- позиция 39 "Краски масляные зеленые" содержит следующие требования: массовая доля пленкообразующего вещества*, [не менее] 12,4%; массовая доля летучих веществ*, [не более] 7,0%, укрывистость невысушенной пленки краски*, [не более 65] г/м2, степень перетира*, [не более] 45 мкм, твердость пленки, по маятниковому прибору типа М-3*, [не менее] 0,12 условные единицы.
- позиция 31 "Листы гипсокартонные" содержит следующие требования: разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (1=350 мм) продольных/поперечных образцов* [не менее] 322 (32,2)/[не менее] 105 (10,5) Н (кгс); разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (1=350 мм) продольных/поперечных образцов* [не менее] 322(32,2)/[не менее] 105 (10,5) Н (кгс).
Заявитель считает, что указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
- позиция N50 Профилированный настил окрашенный ГОСТ 24045-94 в нарушение требований пункта 2 части 1 и части 3 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе содержит ссылки на следующие технические условия:
- на листы из тонколистового проката с алюмоцинковым покрытием по ТУ 14-11-247-88 (обозначение АЦ);
- на листы из тонколистового алюминированного проката и проката с алюмокремниевым покрытием по ТУ 14-11-236-88 (обозначение А иАК);
- на листы из тонколистового проката с электролитическим цинковым покрытием по ТУ 14-1-4695-89 (обозначение ЭОЦП).
3. В дополнении к жалобе Заявитель указал что, им был послан запрос на разъяснения положений документации, однако, Заказчиком в нарушение требований части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе указано в разъяснениях положении документации то, что товар, используемый при выполнении работ, соответствует определенному ТУ, т.е. определенному производителю, и определенной торговой марке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, т.к. в инструкции по подготовке заявки установлено, что товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям следующих государственных стандартов кроме указанных выше, при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника: ... ГОСТ 9573-2012 Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные".
То есть, разъяснения и документация вводят участников закупки в заблуждение и не позволяет правильно составить заявку на участи в закупке.
Кроме того, в ответе на запрос положений документации, размещенный 22.05.2018 г. Заказчиком изменена суть документации.
Также в ответе на запрос положений документации, размещенный 24.05.2018 г. Заказчиком установлено, что отклонение от прямоугольности не должно быть более 3 мм для листов группы А и 8 мм - для листов группы Б. При этом, так как показатель не был указан, участник может его не указывать., т.е. инструкция по заполнению заявки требуется указать конкретное значение, удовлетворяющее условиям технического задания, а в техническим заданием этих условий не установлено. Что также вводит в заблуждение участников закупки и свидетельствует об ограничении конкуренции и нарушении принципов контрактной системы.
Министерство культуры в объяснении по существу жалобы указало, что:
1. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, кроме всего прочего, должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58. Членство СРО не требуется в случае предусмотренном ч.2.1 ст.52 ГрК РФ, а также в отношении юридических лиц, указанных в п.п.1-4 ч.2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. То есть для выполнения строительных работ подрядчик должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией.
Как указано в статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно статьи 55.6 ГрК РФ, в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей. То есть, участником аукциона может быть только юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может принять участие в данном аукционе т.к. оно не может быть членом саморегулируемой организации и не может выполнять данные работы.
2. Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Согласно аукционной документации: "товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям следующих государственных стандартов кроме указанных выше, при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличия товара у участника_". То есть, от участника не требуется иметь товар в наличии, а необходимо указать характеристики в соответствии с потребностью заказчика и в рамках установленных ГОСТов.
В аукционной документации отсутствуют требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, и следовательно отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе. Так же согласно инструкции "_указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слова и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*"_ В случае указания требуемого значения или показателя с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться".
То есть, участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 апреля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение о проведении Аукциона N0310200000318000669 на выполнение работ по капитальному ремонту дома культуры сел.Сурх-Дигора Ирафского района РСО-Алания и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 12.04.2018 г. Министерством (далее - Аукционная документация).
27 апреля, 10 и 14 мая 2018 года Заказчиком были внесены изменения в документацию для проведения указанного Аукциона, которые были размещены в ЕИС.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Учитывая, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу ограничений, установленных на основании статьи 55.6 ГрК РФ, не могут быть участниками Аукциона, поскольку не могут являться членами саморегулируемой организации, отсутствие в проекте контракта, приложенном к Аукционной документации условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащей уплате физическому лицу, будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Кроме того, в документации приведена инструкция по подготовке заявок (пункт 6.3.), согласно которой "товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям следующих государственных стандартов кроме указанных выше, при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличия товара у участника_". Также согласно инструкции "_указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слова и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*"_ В случае указания требуемого значения или показателя с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться".
Инструкция Заказчика содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчику были поданы разъяснения на положения Аукционной документации, а именно:
- в массе труб допущена опечатка, следует читать: "масса 1-м труб не менее 1,45, не более 6,16". При этом, согласно техническому заданию Аукционной документации "масса 1-м труб не менее 1,45, не более 4,14";
- на вопрос о том, что в техническом задании Аукционной документации в перечне нормативной документации приведен ГОСТ 9573-2012, в котором отсутствуют показатели: сосредоточенная нагрузка, паропроницаемость и водопоглощение по объему, какими документами необходимо руководствоваться при подготовке заявки по указанным показателям был дан ответ о том, что необходимо руководствоваться "Технониколь" по ТУ 5762-010-74/82181 -2012".
То есть, разъяснения Заказчика положений Аукционной документации в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе изменяют ее суть.
Таким образом, действия должностного лица Министерства, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений документации об аукционе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ФЛАГМАН" на действия Министерства при проведении электронного аукциона N0310200000318000669 на выполнение работ по капитальному ремонту дома культуры сел.Сурх-Дигора Ирафского района РСО-Алания.
2. Признать в действиях Министерства при проведении Аукциона нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Министерству предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА169-06/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 июня 2018 г. N А169-06/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2018