Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев поступившую по подведомственности из ФАС России жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСис" (далее - ООО "МедСис", Общество, Заявитель) от 28.05.2018 б/н (вх. N 2410 от 31.05.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N 9 г. Тулы" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ТО "ЦОЗ") при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку маммографа рентгеновского цифрового (закупка N 0366200035618002164) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
- - представителя Уполномоченного учреждения, аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" по доверенности;
- - представителей Заказчика по доверенности;
- - представителя Заявителя по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО "МедСис" на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
Заявитель считает, что при утверждении и размещении документации о проведении электронного аукциона на поставку маммографа рентгеновского цифрового (закупка N 0366200035618002164) (далее - документация об электронном аукционе) Заказчиком были допущены нарушения требований действующего законодательства, влекущие ограничение количества участников закупки.
Общество полагает, что анализ документации об электронном аукционе однозначно свидетельствует о том, что целью осуществления настоящей закупки является закупка аппарата маммографического рентгеновского цифрового ОМИКРОН по ТУ 9442-005-91526802-2015 производства ООО "РЕНМЕДПРОМ", Россия.
На данный факт, с точки зрения подателя жалобы, указывают требования, установленные Заказчиком в подпунктах 5.1 "Конструктивное исполнение снимочного штатива (Кольцеобразный штатив)", 5.6 "Значение диапазона поворота штатива в горизонтальной плоскости, градусы (не менее (-30) - (+180))" пункта 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Указанные требования к техническим характеристикам поставляемого маммографа рентгеновского цифрового отражают конструктивную особенность конкретного аппарата ОМИКРОН, функционально не обоснованы, не влияют на возможности использования маммографа рентгеновского цифрового.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к товару ограничивают количество участников закупки.
В жалобе Заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Однако на вопрос Комиссии, обращалось ли Общество к производителю маммографа рентгеновского цифрового ОМИКРОН по ТУ 9442-005-91526802-2015 производства ООО "РЕНМЕДПРОМ", Россия, с целью закупки подобных аппаратов для возможности участия в данном Электронном аукционе; было ли производителем указанного оборудования отказано ООО "МедСис" в реализации маммографа рентгеновского цифрового ОМИКРОН, представитель Заявителя ответил отрицательно.
В тоже время представитель Заявителя пояснил, что маммограф рентгеновский цифровой ОМИКРОН по ТУ 9442-005-91526802-2015 производства ООО "РЕНМЕДПРОМ", Россия, является новым оборудованием, поэтому Обществу не известны его качественные характеристики и степень надежности использования (указанный факт запротоколирован посредством ведения аудиозаписи заседания Комиссии).
Представители Заказчика, ГКУ ТО "ЦОЗ", присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035618002164) размещены 21.05.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 500 000,00 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу императивных требований Закона заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.
Таким образом Законом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и необходимых для выполнения соответствующих функций с учетом специфики его деятельности, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.
В тоже время точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.
При этом участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик спорного товара, определенных заказчиком исходя из своей потребности.
Действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки. Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.
В пункте 6 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержится указание на необходимость поставки маммографа рентгеновского цифрового, обладающего среди прочих следующими характеристиками:
- "Вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата: Маммографический рентгеновский аппарат с кольцеобразным снимочным штативом, перемещающимся по вертикальной стойке, и с цифровым матричным плоскопанельным детектором" с требуемым значением - "наличие" (подпункт 1);
- "Конструктивное исполнение снимочного штатива" с требуемым значением - "Кольцеобразный" (подпункт 5.1);
- "Значение диапазона поворота штатива в горизонтальной плоскости, градусы" с требуемым значением - "не менее (-30) -(+180)" (подпункт 5.6).
Из пояснений представителей Заказчика относительно необходимости установления в документации об электронном аукционе вышеназванных требований к поставляемому оборудованию, документов и сведений, представленных в материалы дела, Комиссией установлено следующее.
С 1 января 2016 года вступил в действие ГОСТ Р 56311-2014 "Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок" (далее - Г ГОСТ Р 56311-2014).
Данный стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования: рентгеновские маммографические аппараты с цифровой регистрацией изображения (цифровой маммографический рентгеновский аппарат).
В разделе 4 ГОСТ Р 56311-2014 приведены "Общие требования к содержанию технического задания для государственных закупок медицинского оборудования", а именно:
"4.1 Техническое задание к аукционной документации разрабатывается заказчиком. Техническое задание определяет предмет размещения заказа на закупку медицинского оборудования. Ответственность за полноту, достаточность и обоснованность Технического задания лежит на заказчике".
"4.2 При подготовке Технического задания на закупку медицинского оборудования запрещается указание конкретных товарных знаков, логотипов и т.д.".
"4.3 Техническое задание на цифровой маммографический рентгеновский аппарат наряду с общими требованиями должно содержать конкретные технические требования к изделию. Кроме того, Заказчик вправе в Техническое задание включать дополнительные (опциональные) и специфические дополнительные требования.".
Дополнительные (опциональные) требования отражают специфику применения цифрового маммографического рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей и особенностей учреждения. Дополнительные опциональные требования отмечены знаком (*) в разделе 6 ГОСТ Р 56311-2014 "Основные технические требования, указываемые в техническом задание".
Специфические дополнительные требования так же отражают особенности применения цифрового маммографического рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей Заказчика, но должны иметь отдельное медико-техническое обоснование. В разделе 6 ГОСТ Р 56311-2014 они отмечены знаком (**).
Пунктом 5.2 ГОСТ Р 56311-2014 предусмотрено, что по конструктивному исполнению цифровые маммографические рентгеновские аппараты подразделяются на:
- маммографические рентгеновские аппараты со снимочным штативом С-образной формы, перемещающимся по вертикальной стойке;
- маммографические рентгеновские аппараты с кольцеобразным снимочным штативом, перемещающимся по вертикальной стойке;
- маммографические рентгеновские аппараты с горизонтальным штативом в виде стола, обеспечивающим горизонтальную позицию пациента при рентгеновской экспозиции и взятии биопсийных проб.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 56311-2014 в техническом задании должен быть указан вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата и его состав по 0 - 0. Требование о кольцеобразном построении штатива, варианте с горизонтальным положением штатива пациентки и включении в дополнительную комплектность устройства для стереотаксиса отмечаются символом (**) и обосновываются в виде приложения к техническому заданию.
В подпункте 6.2 ГОСТ Р 56311-2014 предусмотрено, что на отдельные составные части в техническое задание должны быть включены, в том числе следующие характеристики (параметры):
- конструктивное исполнение снимочного штатива (пункт 6.2.4):
б) кольцеобразный штатив**.
Таким образом, требование о наличии у закупаемого оборудования показателя (характеристики товара), установленного в подпункте 1 пункта 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе "Вариант построения цифрового маммографического рентгеновского аппарата: Маммографический рентгеновский аппарат с кольцеобразным снимочным штативом, перемещающимся по вертикальной стойке, и с цифровым матричным плоскопанельным детектором - Наличие" включено Заказчиком в документацию об электронном аукционе в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 56311-2014.
Вместе с этим, в вышеназванном подпункте документации об электронном аукционе содержится обоснование использования такого показателя, согласно которому подобное требование установлено Заказчиком в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 56311-2014. Кольцеобразный снимочный штатив оставляет возможность выбора любого вида позиционирования пациента при проведении маммографии (прямой, с положительным наклоном, с отрицательным наклоном, горизонтальном положении), что обеспечивает оптимальный доступ к образованию в каждом конкретном случае (например, с инвалидами-колясочниками).
При установлении в подпункте 5.1 пункта 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе требования к маммографу рентгеновскому цифровому - "Конструктивное исполнение снимочного штатива" с требуемым значением - "Кольцеобразный" Заказчик исходил из положений пункта 6.2.4. ГОСТ Р 56311-2014.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что кольцеобразный штатив сочетает в себе все возможности двух других штативов, но и обладает существенными преимуществами по сравнению с ними. Кольцеобразный снимочный штатив оставляет возможность выбора любого вида позиционирования пациента при проведении маммографии (прямой, с положительным наклоном, с отрицательным наклоном, горизонтальном положении), что обеспечивает оптимальный доступ к образованию в каждом конкретном случае (например, с инвалидами-колясочниками).
Помимо универсальности кольцеобразного штатива он удобен при позиционировании рентген лаборантом пациента лицом к лицу. Укладка, выравнивание по центру приемника и компрессия груди выполняется спереди, то есть рентген лаборант и пациент находятся по отношению друг к другу лицом к лицу и разделяются кольцеобразным штативом. Проделанные таким образом манипуляции более просты и быстры по сравнению с традиционными, выполненными в положении сбоку от пациентки. Данный вид работы с пациентом увеличивает зрительный контакт, позволяет определить на раннем этапе наступление синкопального состояния, позволяет общаться жестами и мимикой с пациентами с врожденной глухонемотой.
Требование о наличии у закупаемого оборудования показателя, указанного в подпункте 5.6 пункта 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе "Значение диапазона поворота штатива в горизонтальной плоскости, градусы - не менее (-30) -(+180)" включено Заказчиком как специфическое дополнительное требование.
Представители Заказчика пояснили, что медико-техническим обоснованием требования является широкие возможности для скрининга при произвольном позиционирование кольцеобразного штатива. При установлении подобного требования, Заказчик исходил из следующего.
0° / -30° Диапазон поворота используется для радиологических исследований пациентов с ограниченными возможностями. Он помогает разместить пациенток в инвалидном кресле и провести исследование пациентов, лежащих на спине на мобильных каталках или носилках.
0° / + 30° Диапазон дает возможность пациенту занимать не только классическое вертикальное положение, но также осуществлять и более удобный наклон вперед, чтобы во время компрессии иметь возможность использовать действие на грудь силы тяжести и рассмотреть расположенные за молочной железой ткани, которые иначе были бы невидимы. Исследования, проводимые под наклоном в диапазоне от +15 до +30 градусов, позволяют захватить больше тканей в зону обследования за счет ретромаммарной области, где по данным статистики находится до 7% случаев рака молочной железы.
0° / + 90° Диапазон используется для проведения скрининга и биопсии с использованием кушетки или каталки. Поскольку все манипуляции (дуктография, установка маркера, пункция) рекомендуется выполнять в горизонтальном положении, наличие такого поворота штатива для любого маммографа является большим преимуществом. Процедуры можно выполнять на обычной кушетке.
0° / + 180° Диапазон используется для радиологических исследований пациентов в произвольной проекции.
Кроме этого, представители Заказчика отметили, что установленным в подпунктах 1, 5.1, 5.6 пункта 6 части II "Техническое задание на поставку маммографа рентгеновского цифрового" документации об электронном аукционе требованиям полностью удовлетворяют как минимум два независимых изделия медицинской техники, зарегистрированных на территории РФ и имеющих независимые регистрационный удостоверения:
* Система маммографическая рентгеновская цифровая ОМИКРОН по ТУ 9442-005-91526802-2015 с принадлежностями, производитель ООО "РЕНМЕДПРОМ", Россия. Номер регистрационного удостоверения N РЗН 2016/4177 от 02 июня 2017 года, срок действия неограничен.
* Установка рентгеновская маммографическая GIOTTO IMAGE с принадлежностями, производитель IMS Internazionale Medico Scientiflca S.r.l., Италия. Номер регистрационного удостоверения N РЗН 2013/398 от 04 апреля 2013 года, срок действия не ограничен.
В подтверждение приведенного довода представители Заказчика представили полученные на запросы Заказчика (исх. N 01-09/368 от 01.06.2018; исх. N 01-09/369 от 01.06.2018) ответ компании IMS Internazionale Medico Scientiflca S.r.l., (Болонья, Италия) от 01.06.2018, ответ ООО "РЕНМЕДПРОМ" от 01.06.2018 исх. N 129, в которых указанные хозяйствующие субъекты сообщают о том, что производимое ими оборудование полностью соответствует требованиям, установленным в пункте 6 части II "Техническое задание на поставку маммографа рентгеновского цифрового" документации об электронном аукционе.
Между тем из установленных Заказчиком требований к маммографу рентгеновскому цифровому не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. Указанные требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации об электронном аукционе.
Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации об электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что Общество не является производителем маммографа рентгеновского цифрового, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий такой товар для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе с характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации.
При этом по смыслу Закона решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку маммографа рентгеновского цифрового с указанным в аукционной документации описанием объекта закупки в материалы дела не представлено. Любой участник закупки мог предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям Заказчика, документацией не ограничены. Предполагаемое отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Соответственно, Обществом документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о том, что участнику закупки (потенциальному участнику) создаются какие-либо препятствия для подачи заявки, а также для исполнения поставщиком своих обязанностей по контракту также представлено не было.
Доказательств того, что Общество не может приобрести спорный товар Комиссии не представлено.
В данном случае в рамках формирования объекта закупки лечебное учреждение руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.
Заказчик, Уполномоченное учреждение, воспользовавшись своим правом, предоставленным им статьей 33 Закона, установили в документации об электронном аукционе такие требования к маммографу рентгеновскому цифровому, которые соответствуют потребностям Заказчика и будут иметь существенное значение для последующего его использования.
Необходимо отметить, что в своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанности заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком.
При этом заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребности заказчика.
На стадии подготовки к проведению закупки Заказчиком осуществлялся мониторинг цен на товарном рынке; в адрес лечебного учреждения поступило три коммерческих предложения различных поставщиков, готовых поставить маммограф рентгеновский цифровой, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСис" от 28.05.2018 б/н (вх. N 2410 от 31.05.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N 9 г. Тулы", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку маммографа рентгеновского цифрового (закупка N 0366200035618002164) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 июня 2018 г. N 04-07/104-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018