На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий ГБУ ПНИ N 5 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт лестничных маршей (Закупка N0373200046918000009).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПНИ N 5 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт лестничных маршей (Закупка N0373200046918000009).
Вместе с тем, указанная жалоба (вх. N 20120-ЭП/18 от 18.04.2018) отозвана Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, а именно: п.13 "Песок природный для строительных работ (тип 2)", п.19 "Смеси сухие клеевые", п.44 "Материал рулонный", п.45 "Цемент общестроительный", п.47 "Доски подоконные из ПВХ", п.48 "Блоки оконные поливинилхлоридные", п.51 "Светильник", п.64 "Узлы трубопроводов", п.65 "Хомут", п.66 "Трубы электротехнические", п.68 "Изолента", п.1 "Смеси бетонные", п.8 "Смесь сухая бетонная, монтажная".
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные требования являются избыточными, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п.13 "Песок природный для строительных работ (тип 2)":"Содержание зерен" при этом, согласно п.5.3 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)" данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком для товара п.27 "Шайба плоская тип 3" установлены требования, очевидно исходящие из иных характеристик товара, установленных в ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)", такие как: "Внутренний диаметр", "Наружный диаметр", "Толщина шайбы". Также Комиссия Управления отмечает, что для товаров по п.17 "Плитка керамическая", п.20 "Бруски хвойных пород", п.22 "Болты стальные с шестигранной головкой тип 1", п.23 "Шайба плоская тип 1", п.24 "Болт стальной с шестигранной головкой тип 2", п.25 "Шайба плоская тип 2", п.31 "Винты самонарезающие (саморезы)", п.55 "Дисперсия поливинилацетатная вязкая" Заказчиком аналогично установлены очевидные требования.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, Установленные вышеуказанным образом требования заказчика излишние и установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют суть аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчику направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации:
1) Позиция 36 Трубы из полипропилена, гофрированные, с двухслойной стенкой, раструбные, Требуемый параметр: Температура применения жидкой среды в обычном режиме и кратковременно, Требуемое значение от 70* до 110*. По инструкции: В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. В данной позиции необходимо указать одно конкретное значение? Как температура применения жидкой среды в обычном режиме может быть конкретным значением?
2) Позиция 63 Кран шаровой, Диапазон температур применения: от - 25 до +125*. По инструкции: В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Что указать в данной позиции диапазон или конкретный показатель?
3) Позиция 63 Кран шаровой, Диапазон температур применения: от - 25 до +125*. По инструкции: В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Что указать в данной позиции диапазон или конкретный показатель?
При этом Заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе:
1) параметры температуры - диапазон;
2) параметры температуры - диапазон;
3) Коэффициент морозостойкости указать, как конкретное значение
Комиссией Управления установлено, что указанные разъяснения положений аукционной документации являются изменением сути аукционной документации и нарушают положения ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе, поскольку существенно меняют изначально установленные требования к вышеуказанным товарам.
3. Комиссией Управления установлены следующие нарушения Заказчика при установлении требований к товарам:
- п. 13 "Песок природный для строительных работ (тип 2)": "Фракции фракционированного песка по ГОСТ 8736-2014": "св. 2,3 до 3 мм\ св. 1,23 до 2,3 мм\ св. 0,63 до 1,23 мм\ св. 0,313 до 0,63 мм\ св. 0,16 до 0,313 мм"
Требования к вышеуказанному товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно п.4.2.10 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" фракционированный песок может выпускаться следующих фракций (или их смесей): св. 2,5 до 5 мм; св. 1,25 до 2,5 мм; св. 0,63 до 1,25 мм; св. 0,315 до 0,63 мм; св. 0,16 до 0,315 мм", то есть установленное Заказчиком требование противоречит положениям ГОСТ, требование о соответствии которому установлено в аукционной документации.
- п. 65 "Хомут":
- "Номинальный размер резьбы: "> 6 мм",
- "шаг резьбы должен быть мелкий" "1,2 мм",
- "диаметр описанной окружности" "<15 мм".
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" (далее - ГОСТ 7798-70).
Требования к вышеуказанному товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку, соблюдение указанных условий невозможно, в виду того, что ни один из видов крепежа, предусмотренных ГОСТ 7798-70, не предполагает соответствия друг другу указанных вариантов размеров - диаметр описанной окружности меньше 15 мм соответствует крепежу с размеров резьбы не более 8 мм, что в данном случае будет единственным вариантом, так как размера резьбы между 6 мм (не допускается) и 8 мм не предусмотрено, при этом размер мелкого шага резьбы для размера резьбы 8 будет равняться исключительно 1 мм, что в свою очередь также не допустимо.
- п. 62 "Радиатор": "толщина стенки вертикальной трубы диаметром" "> 2,0 мм".
Требования к вышеуказанному товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку препятствует корректной подготовке заявок, поскольку исходя из формулировки требуемого параметра однозначно не следует, требуется ли участникам закупки предоставить значение только по одной характеристике - "толщине стенки", или же по двум характеристикам - "толщине стенки" и "диаметру трубы".
Вместе с тем, на заседании Комиссией Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 7 заявок, при этом заявки всех участников допущены до аукциона, что свидетельствует о том, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях ГБУ ПНИ N 5 нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст. 33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 апреля 2018 г. N 2-57-5150/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018