Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителя ГБУ ПНИ N 5: Борисова О.Е.,
в отсутствие представителей ООО "ТАНДЕМ", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N ТФ/19714/18 от 25.04.2018,
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПНИ N 5 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт ЛСК 4 (4 этаж) (Закупка N0373200046918000010) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от ТФ/19714/18 от 25.04.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а именно Заказчиком установлены требования к таким характеристикам как:
п. "Материал рулонный": "Относительное удлинение при разрыве в продольном направлении"; "Относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении"; "Адгезия с металлом"; "Разрывная сила при растяжении в продольном направлении";
п. "Двери деревянные внутренние для общественных зданий. Типы и конструкция": "Влагостойкость";
п. "Цементы общестроительные": "Массовая доля в цементе ангидрида серной кислоты, по массе";
п. "Гипсовые вяжущие": "Предел прочности при сжатии в возрасте 2 ч".
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, Комиссией Управления установлено, что согласно ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия" такие параметры как "Относительное удлинение при разрыве в продольном направлении" и "Относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении" определяют с помощью методов испытаний по ГОСТ 30547-97.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, так например:
- по п."Материал рулонный" установлены следующие требования: "Температура эксплуатации от - 40 до + 90 С". По мнению Заявителя, конкретное значение по вышеописанному параметру указать не представляется возможным, так как температура эксплуатации выражается в виде диапазонного значения, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения".
Также Заказчиком следующим образом сформулировано наименование товарной позиции, что по мнению Заявителя п. "Пена монтажная Смеси сухие штукатурные", по, мнению Заявителя, не позволяет однозначно определить какой материал требуется Заказчику, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе.
- по п. 25 "Сталь листовая с дифференцированным покрытием" установлены требования: "Нормальная (А); повышенная (Б); высокая (В)", а также установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" и ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент". Однако, такой параметр как "точность прокатки" отсутствует в ГОСТ 14918-80 и ГОСТ 19904-90.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что согласно инструкции по заполнению заявки указано: "участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Приложение 4 к Аукционной документации Форма 3", при этом, в составе аукционной документации отсутствует Форма 3.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации была допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 11 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отклонении заявок по вышеуказанным основаниям, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, так, например:
- по п. "Двери деревянные внутренние для общественных зданий. Типы и конструкция" установлены требования "Тип двери в зависимости от назначения Г ; У", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как в ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия", требование к которому установлено в аукционной документации, отсутствуют данные значения.
Представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция", согласно п. 1.1 которого двери в зависимости от конструкции подразделяют на типы: Г - с глухими полотнами; О - с остекленными полотнами; К - с остекленными качающимися полотнами; У - со сплошным заполнителем полотен усиленные для входов в квартиры.
- по п. 47 "Смеси бетонные ГОСТ 7473-2010. Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования" установлены требования "Вяжущее ПЦ-Д0; ПЦ-Д]; ПЦ-Д20; ШПЦ; ЦЕМ I CC; ЦЕМ II CC; ЦЕМ III; ЦЕМ IV; ЦЕМ V", что согласно доводам жалобы вводит Заявителя в заблуждение, так как из требований однозначно не следует потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к характеристике вяжущее установлено в соответствии с ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" на действия ГБУ ПНИ N 5 обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.А. Миронова
Исп. Кочетков (495) 784-75-05 (143)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 апреля 2018 г. N 2-57-5360/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018