Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05июня2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4в составе:
<_>;
в присутствии от:
заказчика - администрации Аликовского района Чувашской Республики(далее - Заказчик) - <_>,
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее -ООО "Перспектива"), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива"на положения аукционной документации Заказчика - администрации Аликовского района Чувашской Республики, при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева" по ул. Советская д. 15 в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики (изв. N 0115300025818000024),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.05.2018 обратилось ООО "Перспектива"с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - администрации Аликовского района Чувашской Республики, при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева" по ул. Советская д. 15 в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики (изв. N 0115300025818000024),(далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Перспектива" сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- в нарушение части 2статьи 110.2 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно установил требования к видам и объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
- в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно устанавливаетоснования для увеличения сроков выполнения работв связи с форс-мажорными обстоятельствами.
На основании изложенного заявитель проситпризнать жалобу обоснованнойи выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
ПредставителиЗаказчика нарушения законодательства о контрактной системе не признали, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона являетсяадминистрация Аликовского района Чувашской Республики.
10.05.201816 час. 24мин.Заказчикомна официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300025818000024о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева" по ул. Советская д. 15 в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 16 510 523,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По доводу заявителя о том, что в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно установил требования к видам и объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Комиссией установлено, что согласно пункту 2 Информационной карты электронного аукциона, а также пункту 1.1 Проекта муниципального контракта, предметом электронного аукциона является капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева" по ул. Советская д. 15 в с. Аликово Аликовского района Чувашской Республики.
Между тем, положения Постановления N 570 не распространяется на виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, условие о том, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (не менее 15 процентов цены контракта) установлено в аукционной документации неправомерно.
Комиссия признает данный довод обоснованным, а в действиях Заказчика усматривает нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о том, что в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно увеличивает срок выполнения работ по основанию форс-мажорных обстоятельств, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения, в том числе по соглашению сторон.
В пунктах 6.1, 6.2 проекта контракта определено, что стороны освобождаются от ответственности, если сторона докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы, если какое-либо из перечисленных обстоятельств длится в течение срока, указанного в настоящем контракте, то этот срок продлевается соответствующим образом на время указанных обстоятельств, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта. При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Представитель Заказчика пояснил комиссии, что данное условие контракта является типовым, и направлено, в первую очередь, на защиту интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту, при этом, указанное положение не противоречит нормам Гражданского кодекса, а также Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем жалобы не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм статьи 95 Закона о контрактной системе, а также законных прав и интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) по данному аукциону.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Перспектива"обоснованной в части доводов о том, что Заказчик неправомерно установил требования к видам и объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактами признает в действиях Заказчика нарушениячасти1статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
В целях устранения допущенных нарушений Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части установления требованияк видам и объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
2. Признать Заказчика - администрацию Аликовского района Чувашской Республики нарушившим часть1статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Заказчику - администрации Аликовского района Чувашской Республики, предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31 мая 2018 г. N 06-04/3798
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018