Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
"_" |
Членов комиссии: |
"_", |
при участии сторон:
1. Муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" (далее - МКУ МО г. Саяногорск, Заказчик):
- "_", на основании доверенности от 28.05.2018 года б/н;
- "_", на основании доверенности от 28.05.2018 года б/н;
- "_", на основании доверенности от 28.05.2018 года б/н;
- "_" - директора МКУ МО г. Саяногорск на основании Распоряжения от 11.05.2018 года N 63-к;
2. В отсутствии Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель, ООО "Перспектива"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу N 55/КС ООО "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" при проведении электронного аукциона на ремонт сплошного асфальтового покрытия (закупка N 0880300003518000015), и результаты проведения внеплановой проверки действий муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.05.2018 года входящий N 2894 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" при проведении электронного аукциона на ремонт сплошного асфальтового покрытия (закупка N 0880300003518000015).
Заявитель считает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закон о контрактной системе в сфере закупок и поясняет следующее.
1) Пункт 11.5 Проекта контракта документации об аукционе не соответствует требованиям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей.
2) Согласно информации Официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 28.05.2018 г. Однако пункт 32 Информационной карты документации об аукционе устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 10.05.2017 г. Заявитель приходит к выводу, что Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений.
3) Также, Заявитель отмечает, что пункт 8.6 Проекта контракта не соответствуют требованиям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- рассмотреть жалобу по существу;
- дать оценку правомерности действий Заказчика;
- признать жалобу обоснованной;
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
31.05.2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от муниципального заказчика поступили пакеты ранее запрашиваемых документов, а также письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.
Заказчик отмечает, что в жалобе указано о том, что она подана с целью соблюдения принципа обеспечения конкуренции, предусмотренной статьей 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также во избежание установления заказчиком необоснованных требований, влекущих за собой ограничение участия в аукционе. При этом ООО "Перспектива" не подавала заявку на участие в указанном аукционе.
Заказчик считает, что жалоба не содержит в себе аргументов, в чем именно выразилось нарушение прав и законных интересов участника закупки - ООО "Перспектива".
Также Заказчик отмечает, что на участие в данном электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах.
На основании изложенного, муниципальный заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители муниципального заказчика поддержали возражения, изложенные в письменных пояснениях по доводам, указанным в жалобе, а также просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика, уполномоченного органа документы и информации, представлены на рассмотрение жалобы N 55/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
24.04.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, локально-сметный расчет) о проведении электронного аукциона на ремонт сплошного асфальтового покрытия (закупка N 0880300003518000015).
07.05.2018, а также 10.05.2018 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещены изменения, внесённые в аукционную документацию, в том числе в техническое задание.
Заказчиком электронного аукциона является Муниципальное казенное учреждение Муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения".
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА-09/2018 от 10.07.2018 года утверждена директором МКУ МО г. Саяногорска "_".
Начальная (максимальная) цена контракта 24 470 740,88 рублей.
Дата и время начала подачи заявок 24.04.2018 16:59.
Дата и время окончания подачи заявок 28.05.2018 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 29.05.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 01.06.2018.
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.05.2018 N0880300003518000015-1 на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки.
Единая комиссия муниципального заказчика рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и правомерно приняла решение:
- допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками аукциона в электронной форме участников с порядковыми номерами заявок 1, 3.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 01.06.2018 N0880300003518000015-2 в электронном аукционе принял участник с порядковым номером заявки 1, с предложением о цене контракта 24 348 387,18 рублей.
При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.
1. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок указано, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В разделе "Условия контракта" Извещения о проведении электронного аукциона от 10.05.2018 NИИ3 указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 470 740,88 рублей, то есть более 15 миллионов рублей.
При этом, в пункте 11.5 Проекта контракта документации об аукционе указано, что если Подрядчиком, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза, размер обеспечения Контракта указанный в извещении, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Следовательно, Заказчиком установлено требование о предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, в случае, если при аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. То есть, Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника.
При этом, Заказчику следовало установить антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона исходя из начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с требованиями части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, муниципальным заказчиком не установлены соответствующие условиям контракта антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона в отношении победителя аукциона, предложившего цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о неправомерном установлении антидемпинговых мер в проекте контракта документации об аукционе нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу в этой части обоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 32 "Порядок предоставления разъяснений документации об электронном аукционе" Информационной карты документации об аукционе указано, что 10.05.2018 является датой начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Необходимо отметить, что в своей жалобе ООО "Перспектива" утверждало, что заказчиком неверно установлена дата окончания предоставления разъяснений документации об электронном аукционе - 10.05.2018 года.
Следовательно, в Информационной карте документации об аукционе заказчиком установлена дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, которая не может одновременно являться и датой окончания предоставления таких разъяснений, как утверждает заявитель в своей жалобе.
Таким образом, довод заявителя о том, что муниципальным заказчиком неверно установлен срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Таким образом, срок выполнения работ является существенным условием контракта, который не должен изменяться за исключением случаев, установленных законом.
Вместе с тем, в пункте 8.6 Проекта контракта документации об аукционе указано, что если по соглашению Сторон выполнение Работ по настоящему Контракту может быть продолжено в порядке, действовавшем до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.
В Извещении о проведении электронного аукциона от 10.05.2018 NИИ3, а также пункте 1.2 Проекта контракта документации об аукционе указано, что срок выполнения Работ: следующий день с даты заключения Контракта до 03.09.2018 г.
Следовательно, в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, муниципальным заказчиком предусмотрена возможность изменения существенного условия контракта - срока выполнения работ по контракту на выполнение работ по ремонту сплошного асфальтового покрытия.
Таким образом, доводы заявителя о неправомерном установлении условий изменений контракта нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу обоснованной в этой части.
Вышеуказанные неправомерные действия муниципального Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, два довода Заявителя наши свое подтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 55/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В Извещении о проведении электронного аукциона от 10.05.2018 NИИ3 в графе "Требования к участникам" указано, что единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) предъявляются в соответствии с документацией об аукционе.
В подпунктах 8 и 9 пункта 2.2 части 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе:
- выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N56. Указанная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
- документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99).
При этом, в пункте 17 "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. (Предоставляется участником закупки в составе второй части заявки)" Информационной карты документации об аукционе в указано - "Не установлено".
В свою очередь в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение к Информационной карте) заказчиком указано следующее:
- вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию в соответствии с пунктом 2.2 Части 2. "I. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" настоящей аукционной документации, в том числе требования, установленные подпунктами 2, 3, 5, 6, 7 пункта 2.2 Части 2. "I. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе", которые установлены в информационной карте документации об аукционе (часть 5 аукционной документации). То есть, предоставление выписки из реестра членов СРО, которая указана в подпункте 8 пункта 2.2 Части 2, не требуется.
Следовательно, в документации об аукционе содержатся противоречивые требования к представлению участниками закупки документов и информации подтверждающих наличие выписки из реестра членов СРО.
Такие противоречия могут привести к неправильному формированию второй части заявки участниками электронного аукциона, а также к признанию такой заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе комиссией муниципального заказчика.
Также, необходимо отметить, что в пункте 19.1 Информационной карты документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки аналогичное требованию в подпункте 9 пункта 2.2 части 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе, а именно - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99, которое в силу Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также не должно содержаться во второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, муниципальным заказчиком не установлено требование о том, что участник электронного аукциона должен быть членом СРО в области в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проекте контракта (закупка N 0880300003518000015) аукционной документации не предусмотрена ответственность за факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, что является нарушением части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие на выполнение работ (или оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 "Описание объекта закупки" - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации.
Также, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что если в Описании объекта закупки устанавливается показатель, наименование которого сопровождается словами "от__до__", "_ - _", то Участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон или диапазонным значением в границах указанных значений без сопровождения словами "от", "до".
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено, что в случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.
В Описании объекта закупки (Техническое задание) документации об аукционе в пункте 6 Таблицы 2 "Потребное количество ресурсов" использован показатель "Поковки из квадратных заготовок, масса со значением показателя - до 1,8 кг".
При этом, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют какие-либо пояснения о том, каким образом участникам закупки следует заполнить первую часть заявки на участие в электронном аукционе при использовании слова "до" при указании значения показателя.
Неустановление надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, необходимо отметить, что участникам закупки было непонятно, каким образом указать значение показателя в первой части заявки на участие в электронном аукционе по вышеуказанному показателю, поскольку участник с порядковым номером заявки 1 указал: Поковки из квадратных заготовок, масса со значением показателя: 1,8 кг, участник с порядковым номером заявки 3 указал: Поковки из квадратных заготовок, масса со значением показателя: до 1,8 кг.
Таким образом, действия муниципального заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (закупка N 0880300003518000015), нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 32 Информационной карты документации об аукционе "Порядок предоставления разъяснений документации об электронном аукционе" дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации не установлена.
Таким образом, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчиком не установлена дата окончания представления разъяснений участникам аукциона положений документации об аукционе.
5. Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В пункте 8.2 Проекта контракта документации об аукционе, определены обстоятельства непреодолимой силы, к которым муниципальный заказчик, в том числе отнес - прекращение или перебои в подаче электрической энергии, изменения каких-либо нормативных актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, повлекшие за собой невозможность исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту.
Необходимо отметить, что в пункте 8 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, наводнения, цунами и т.д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
При этом, муниципальный заказчик в проекте контракта определяет под обстоятельством непреодолимой силы прекращение или перебои в подаче электрической энергии и изменение каких-либо нормативных актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, которые не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности, непредотвратимости и непредвидимости.
Кроме того, заказчик в проекте контракта предусмотрел возможность изменения условий контракта в зависимости от наступления таких событий как - прекращение или перебои в подаче электрической энергии и изменение каких-либо нормативных актов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, муниципальным заказчиком предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта в зависимости от событий которые не являются обстоятельствами непреодолимой силой в силу гражданского законодательства.
Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 31, частей 2, 5 статьи 34, частей 1, 2 статьи 37, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 1 части 15 статьи 95, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу 55/КС ООО "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" при проведении электронного аукциона на ремонт сплошного асфальтового покрытия (закупка N 0880300003518000015) обоснованной в части неправомерного установления антидемпинговых мер в проекте контракта документации, неправомерном установлении условий изменений контракта.
2. Признать муниципального заказчика - Муниципальное казенное учреждения муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" нарушившим пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, часть 1 статьи 37, пункта 2, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Муниципальному заказчику - Муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" и его комиссии, а также оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 июня 2018 г. N 55/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018