Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Пинегина А.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в отсутствии представителей сторон:
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" и материалы дела N 7-1/296,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, при проведении электронного аукциона на приобретение полнорационного сухого корма для служебных собак УМВД России по Приморскому краю (N 0120100010318000024).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0120100010318000024 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10.06.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 512 913 ,00 рублей.
Источник финансирования: средства федерального бюджета на 2018 год, в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.05.2018 N0120100010318000024-1 поданы заявки трёх участников закупки, все допущены до участия в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 01.06.2018 N0120100010318000024-2, участник с порядковым N 2 подал наименьшее ценовое предложение - 7 362 654,72.
Заказчиком представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, согласно которому данная сторона считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/296, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, следовательно, течение срока начала подачи заявок начинается на следующий день после опубликования извещения.
В соответствии со ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, т.е., по мнению заявителя, дата и время окончания подачи заявок должна была быть установлена не раннее 25.05.2018 23:59.
Заказчиком установлены дата и время окончания подачи заявок - 25.05.2018 09:00.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени", время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам.
Таким образом, заказчик нарушил срок размещения извещения, тем самым ограничил время подачи заявок на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушения требований ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
При этом, на момент рассмотрения обращения Комиссия Хабаровского УФАС России не располагает сведениями, однозначно свидетельствующими о том, что указанное нарушение препятствовало подаче заявки на участие в Конкурсе. Таким образом, Комиссии Хабаровского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Довод заявителя о том, что заказчиком установлено требование о соответствии товаров несуществующим ГОСТам, Комиссия Хабаровского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.
При обращении к общероссийскому классификатору стандартов на официальном сайте Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в разделе каталог стандартов при проверке ГОСТ Р 2223-2013, ГОСТ 51849-2001 а также ГОСТ 2228-1981 отображается статус "действующий".
Таким образом, поскольку заявителем не представлены доказательства о том, что заказчиком установлены недействующие ГОСТы при формировании технического задания, Комиссия Хабаровского УФАС России считает довод заявителя несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В техническом задании заказчиком установлены все показатели в соответствии с ГОСТ, таким образом, для получения какого-либо значения участник может руководствоваться ГОСТами и испытаний партий товара не требуется.
Кроме того, доказательств того, что разработанная Заказчиком документация содержит требования к товару, которые привели к ограничению числа участников, Заявителем не представлено. Также не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности заявителем поставить товар, указанный в документации электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, при установление фиксированной суммы обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в п. 15 извещения о проведении электронного аукциона указан срок и порядок предоставления обеспечения, а также требования к обеспечению в соответствии с частями 3-8,10 статьи 96 Закона о контрактной системе.
П. 16 извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлен порядок, а также случаи осуществления банковского сопровождения контракта
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения, поскольку заказчик предусмотрел возможность применения антидемпинговых мер а также предоставил альтернативу в выборе способа обеспечения исполнения контракта.
Рассмотрев довод заявителя о том, что в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых поставщику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Хабаровского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
П. 9 Постановления N 1042 предусмотрены размены штрафов, начисляемые за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, в рассматриваемом проекте контракта по электронному аукциону N 0120100010318000024 в п. 6.1 заказчиком установлено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штраф начисляется за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключение просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы. В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 размер штрафа составляет 5000,00 (пять тысяча) рублей.
В п. 6.3 проекта контракта указано, что случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик направляет ПОСТАВЩИКУ требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения ПОСТАВЩИКОМ обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определённом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042), одна трёхсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных ПОСТАВЩИКОМ. Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения ПОСТАВЩИКОМ обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 5 % от цены контракта, что составляет (значение числом и прописью в соответствии с ценой, определённой по результату аукциона) рублей.
В рассматриваемом проекте контракта по электронному аукциону N 0120100010318000024 в п. 6 "Ответственность сторон по контракту" установлена ответственность сторон, предусмотренная за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, где имеются конкретные размеры процентов от цены контракта, указывающие на размер штрафов, что является достаточным для целей соблюдения требований законодательства о контрактной системе, поскольку такое определение размера штрафа свидетельствует об установлении штрафа в фиксированном размере, и позволяет сторонам контракта однозначно определить сумму такого штрафа путем умножения цены контракта на установленный процент.
Правила определения размера штрафов определяется в качестве процента от цены контракта, а значит, размер штрафа может быть рассчитан только после определения цены контракта.
Заказчиком в проекте контракта установлены штрафы в соответствии с Постановлением N 1042 при условии, что цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно). По результатам протокола проведения электронного аукциона от 01.06.2018 N0120100010318000024-2 цена контракта снижена до 7 362 654, 72, что свидетельствует о том, что контракт будет заключен на сумму не менее 3 млн. и размеры, таким образом, заказчиком, верно, указаны размеры штрафов предусмотренные за ненадлежащее исполнение условий контракта поставщиком и заказчиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает со стороны заказчика нарушения ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в п. 7 "Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)" проекта государственного контракта содержится следующее:
7.4. Если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по контракту, период выполнения обязательств будет продлён на срок действия указанных обстоятельств, что, по мнению заявителя, является нарушением ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 716 ГК РФ согласно которой при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, срок контракта подлежит приостановке.
Комиссия Хабаровского УФАС России считает, что указанный пункт не предусматривает изменение сроков исполнения обязательств, а уточняет порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, при этом срок выполнения работ, определенный Контрактом в п. 9.4 является неизменным, а информация о возможности заказчика изменить условия контракта указана в п. 7 Раздела 1 Общие положения аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.35 приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, поскольку Комиссии Хабаровского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, при проведении электронного аукциона на приобретение полнорационного сухого корма для служебных собак УМВД России по Приморскому краю (N 0120100010318000024) - частично-обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю нарушившим ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений в соответствии с п. 3.35 приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 не выдавать.
4. Передать материалы дела N 7-1/296 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председателя Комиссии: |
Л.А.Ильченко |
Члены Комиссии: |
Н.В.Чиняева
А.А.Пинегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июня 2018 г. N 175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018